ГоловнаЕкономікаБізнес

Економіка київського кіоску

На территории Киева, по разным оценкам, находится от 5000 до 6000 нелегальных малых архитектурных форм (МАФов), ведущих активную торговую деятельность. Киевская школа экономики провела опрос работников этих объектов, чтобы оценить, насколько они важны для жизни города.

Фото: kievmaf.com

Впервые текст вышел на VoxUkraine

«Когда я баллотировался на пост мэра, одним из ключевых моих задач была, в частности, борьба с МАФами. Ведь, город, давайте говорить откровенно, просто загажен незаконными торговыми ларьками. Современный город не должен напоминать базар. И моя задача – систематизировать торговлю на улицах города», – заявил Виталий Кличко на своей странице в фейсбуке 26 декабря 2016 года.

Действительно, первое, что бросается в глаза каждого попавшего на улицы Киева – это пестрое разнообразие объектов, официально именуемых временными строениями, а в народе – емкой формой “МАФ”. Кого-то оно раздражает, кого-то оставляет равнодушным, но несомненно то, что киоски стали символом нашей столицы, наравне с Майданом Независимости и Софией Киевской. Впрочем, таким же символом столицы грозит стать показная и не очень результативная борьба с незаконной уличной торговлей.

Кампания по демонтажу незаконно установленных временных сооружений наткнулась на ожесточенное сопротивление их собственников и работников. Особенно сильными конфликтами обернулся демонтаж и разрушение торговых точек в темное время суток без предварительного предупреждения. Советник городского головы и народный депутат Дмитрий Билоцерковец объяснил такие действия неспособностью городских властей обеспечить демонтаж в других условиях.

Но насколько острой является проблема нелегальной установки и работы временных сооружений?

Научный подход

В октябре-ноябре 2016 года Киевская Школа Экономики (КШЭ) провела мониторинг временных сооружений и опрос их работников. Для мониторинга случайным образом было выбрано 4 микрорайона (Оболонь, Лукьяновка, Позняки и Шулявка) и проведено сравнение реального количества торговых точек с представленными на портале ДГА КГГА (рисунок 1).

Рисунок 1. Размещение временных сооружений в районе станции метрополитена «Лукьяновская».

Фото: Департамент градостроительства и архитектуры КГГА

Для опроса была сформирована выборка (33 объекта), покрывающая все районы города. Главной целью опроса было изучить особенности торговли табачными изделиями во временных сооружениях. Однако, полученные данные позволяют ответить на более широкий спектр вопросов о функционировании индустрии МАФов.

Временное сооружение (ВС) или малая архитектурная форма (МАФ)?

Термин “малая архитектурная форма” является устаревшим, и с 2011 года в законодательном поле используется более широкая форма “временное сооружение”, которая, кроме привычных киосков, включает в себя и передвижные объекты (авто-кофейни и т.д.).

Закон Украины “Про регулирование градостроительной деятельности” определяет временное сооружение (ВС) как “одноэтажное сооружение, которое изготавливается из облегченных конструкций, …, и устанавливается временно, без обустройства фундамента”. Но порой не бывает ничего более постоянного, чем временное.

Согласно решению Киевского городского совета, размещение ВС возможно только при заключении и оплате договора о паевом участии собственника ВС в содержании объектов благоустройства г. Киева. ВС, имеющие такие договоры, считаются размещенными легально.

Сколько МАФов в Киеве?

По данным Департамента градостроения и архитектуры КГГА, по состоянию на октябрь 2016 года на территории города было расположено 6,331 ВС для ведения предпринимательской деятельности, которые заключили договор о паевом участии. Преимущественно они занимаются торговлей продуктами питания и широкого пользования, а также табачными и алкогольными изделиями (таблица 1).

Фото: Департамент градостроительства и архитектуры КГГА

Данное число является только частью айсберга – никто досконально не знает, сколько уже в Киеве находится ВС и сколько устанавливается прямо сейчас. Виталий Кличко озвучивал цифру в 6,5 тысяч незаконно установленных объектов, что хорошо соотносится с данными мониторинга, проведенного Киевской Школой Экономики (рисунок 2). Согласно мониторингу, отношение легальных ВС к нелегальным составляет 0.83 или в абсолютных цифрах – приблизительно 5,300 ВС в Киеве размещено без договора о паевом участии. Кроме того, следует отметить, что данные портала КГГА часто не совпадают с реальными объектами даже по учтенным ВС. Например, в районе станции метро Лукьяновская на месте заявленных точек по торговле продуктами питания находятся ломбард, канцтовары и косметика (рисунок 3). Данные объекты также формально являются незаконно установленными, поскольку, согласно с Порядком о размещении временных сооружений, в случае изменения эстетической формы ВС его собственник обязан обратиться в соответствующий орган и утвердить изменения.

Рисунок 2. Количество временных сооружений согласно официальным данным и результатам мониторинга
Фото: Департамент градостроительства и архитектуры КГГА, Киевская Школа Экономики
Рисунок 2. Количество временных сооружений согласно официальным данным и результатам мониторинга

Рисунок 3а. Временные сооружения, расположенные в районе станции метрополитена “Лукьяновская”
Фото: Департамент градостроительства и архитектуры КГГА
Рисунок 3а. Временные сооружения, расположенные в районе станции метрополитена “Лукьяновская”

Рисунок 3б. Временные сооружения, расположенные в районе станции метрополитена “Лукьяновская”
Фото: Киевская школа экономики
Рисунок 3б. Временные сооружения, расположенные в районе станции метрополитена “Лукьяновская”

Экономический эффект МАФа

Несмотря на большое количество незаконно установленных торговых точек, их существование пытаются обосновать необходимостью развития малого бизнеса и создания рабочих мест. Действительно, практически две трети (4,178) всех договоров ВС о паевом участии заключено с ФОПами (по данным опроса – 58%). ВС удобны и относительно дешевы, их можно установить в непосредственной близости к потребителям, чем повсеместно злоупотребляют.

ВС действительно позволяют создать относительно много рабочих мест. Опрос, проведенный Киевской школой экономики, показывает, что в среднем в одной торговой точке работают 3 человека. Если экстраполировать этот показатель на оценку количества временных сооружений, то на кону почти 35,000 рабочих мест (16,000 из них – в незаконных ВС).

Интересным является характер занятости в этом секторе: обычно во ВС работают женщины (средний возраст 38 лет) с полным средним образованием. И их занятость не такая уж и временная – на момент проведения опроса работница ВС работала в данной точке в среднем 3 года с 8-летним общим стажем розничной торговли. И это при заработной плате на уровне 2000-4000 гривен, что существенно ниже среднемесячного показателя по розничной торговле (9,954 гривен по Киеву по состоянию на ноябрь 2016 года, Госстат). Следует отметить, что по крайней мере половина работников не имеют трудового договора и работают по устной договоренности, что поднимает вопросы об осуществлении выплат ЕСВ и, в принципе, о соблюдении трудового и налогового законодательства.

Информация о налоговых поступлениях от временных сооружений крайне ограничена. Государственная фискальная служба не ведет анализа в подобном разрезе и единственная доступная информация – это взносы, уплаченные по договорам паевого участия. Следует отметить падение суммы выплаты с одного объекта (Рисунок 4). Если в 2014 году в среднем одно ВС заплатило 6,649 гривен, то в 2015 году этот показатель опустился в 1.9 раза до 3,500 гривен. Впрочем, падение среднего размера взноса было с лихвой компенсировано тем, что количество легальных временных сооружений, платящих взносы, возросло на порядок из-за легализации ранее установленных торговых объектов.

Рисунок 4. Количество заключенных договоров паевого участия и выплаченные суммы, тыс. гривен
Фото: Департамент градостроительства и архитектуры КГГА
Рисунок 4. Количество заключенных договоров паевого участия и выплаченные суммы, тыс. гривен

Цена вопроса

В 2015 году город получил от ВС по договорам паевого участия около 70 млн гривен. Эта цифра незначительна в сравнении с полученной выручкой. Опрос показал, что обычная месячная выручка временных сооружений, которые торгуют табачными изделиями, составляет от 300 до 400 тысяч гривен. Это значит, что выплаченные в городской бюджет взносы окупаются меньше, чем за сутки. Следует отметить, что проведение исследования совпало с введением Киевским городским советом ограничения на торговлю пивом, что существенно повлияло на выручку.

Если взять за основу полученный показатель выручки, общую месячную выручку временных сооружений можно приблизительно оценить в 3.5-4.6 млрд гривен (1.6-2.1 млрд – от незаконных ВС). Картину дополняет слабое покрытие ВС кассовыми аппаратами (большей частью они работают с наличными средствами). Это значит, что индустрия торговли в МАФах генерирует “полноводный” и неучтенный поток наличных денег. Поток, который в свою очередь порождает значительные коррупционные риски. Например, проверяющие органы могут длительное время “не замечать” размещение нелегального МАФа, нарушений санитарных и прочих норм ведения торговли. Или наоборот, стимулировать их появление, через усложнение выдачи разрешений на размещение, принуждая предпринимателей действовать в нелегально.

Когда исчезнет последний незаконный МАФ?

Текущая ситуация создает широкое поле для злоупотреблений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления и приводит к конфликтным ситуациям как с собственниками торговых точек, так и местными жителями, возмущенными беспардонной установкой МАФов.

Наиболее радикально настроенные жители Киева предлагают кардинально решить вопрос с МАФами, полностью запретив данный вид объектов. Конечно, подобный подход неприемлем, поскольку увеличит социальное напряжение, особенно в условиях экономического кризиса. Кроме того, в этом случае безусловно возникнет необходимость исключений, что создаст возможности для коррупции.

Фото: kievcity.gov.ua

В первую очередь, необходимо стратегически решить, сколько МАФов необходимо городу и какие функции они будут выполнять. Наиболее уместным является утверждение комплексной карты размещения временных объектов, с указанием конкретных локаций для торговых точек, их функциональным предназначением и требованием к оборудованию. Право на торговлю в определенном месте можно продавать через систему открытых аукционов в форме лицензии с определенным сроком действия. Продажа лицензий через прозрачные аукционы позволит определять их справедливую стоимость и максимизировать поступления в бюджет. Кроме того, подобный подход позволит устанавливать и контролировать количество временных сооружений и выполнение ими существующих норм торговли.

«Ранее незаконных МАФов было около 20 тысяч, и мы уже демонтировали более 7 тысяч из этих незаконных сооружений. Да, их осталось еще более 10 тысяч, из которых 6,5 тысяч – незаконные. Поэтому бой за свободные улицы продолжается, и мы отступать не собираемся», – заявил мэр Киева в конце прошлого года.

Следует добавить, что ситуация, когда оценочно почти две трети торговых точек работают с нарушением законодательства, есть уничтожение малого бизнеса – через привязку его к коррупционным схемам и принуждению к полной зависимости от крышующих их групп.

Павло ЯворськийПавло Яворський, дослідник Київського економічного інституту
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram