ГоловнаЕкономікаФінанси

Не панічний курс

Слушайте, ну утомили разговоры о панике обычных украинцев, что разгоняет цифры на табло обменников. Не в тех 3000 гривнах дело, которые НБУ милостиво разрешил рядовому украинцу превращать в валюту за один заход в банк или обменник.

Фото: EPA/UPG

Последней каплей, которая заставила меня взяться и написать текст было вот это сообщение на сайте НБУ:

Сайт НБУ, 16.12.2014:

"Обговорюючи ситуацію на валютному ринку, банкіри зазначили, що минулого тижня курс гривні на міжбанківському валютному ринку перебував на рівні, що задовольняв і імпортерів, і експортерів, а коливання в готівковому сегменті валютного ринку переважно були спричинені панічними настроями. Банкіри вкотре підтримали продовження практики проведення аукціонів із продажу валюти з метою формування індикативного курсу. Водночас Валерія Гонтарева нагадала, що операції з НАК "Нафтогаз України" зараз жодним чином не впливають на курсоутворення, відтак Національний банк очікує на стабілізацію ситуації на міжбанківському валютному ринку".

Нет, мы, конечно, полные дилетанты. Но у меня плохая новость для НБУ - идиотов среди нас крайне мало. Можно считать, что их среди нас нет. А лично мне еще и повезло с учителями: более 20 назад меня дядьки из KPMG Peat Marwick учили читать банковские балансы и анализировать финансовые рынки. За что им отдельное спасибо. Но, понятно, они к моим последующим выводами не имеют никакого отношения.

Что ж, начнем с того самого – с того, что называется "операції з НАК "Нафтогаз України". Действительно ли "операции с Нафтогазом не влияют"? У меня по этому поводу есть серьезные возражения. А именно: по итогам ноября НБУ заметил, что у него золотовалютные резервы упали с 12,586 млрд долларов до 9,966 млрд долларов. То есть на сколько? Правильно, примерно на 2,620 млрд долларов. Из чего состояла эта разница, иными словами - "кто съел нашу кашу"? Около 2 млрд было отдано "Нафтогазу" на оплату авансов и долгов за газ - это есть в сообщении под названием "Динаміка міжнародних резервів у листопаді 2014 року 05.12.2014".

Первые выводы: падением золотовалютных резервов мы в ноябре обязаны на 4/5 именно НАФТОГАЗУ. И, соответственно, именно из-за этого НБУ не мог давить своими валютными интервенциями на курс, показывая экспортерам, что "пора сливать валюту, иначе завтра гривен получите за нее меньше". В итоге экспортеры продолжили занимать выжидательную позицию - "продам через неделю, получу на гривну-две с доллара больше, чем сегодня".

Фото: EPA/UPG

Ругать ли их за это? Навряд ли стоит, ведь каждый из нас старается сейчас изо всех сил держаться за свои валютные сбережения. Проще у соседа занять тысячу-другую гривен на пару дней, чем нести в обменник заботливо хранимые доллары.

Следующий пассаж о том, что колебания на наличном рынке "спричинені панічними настроями".

Ну нет у нас паники. Не оттого, что мы спокойны как удавы по поводу курса. А потому, что у населения для паники слишком мало гривны.

Если б не сливы гривны испуганным вкладчикам, которые досрочно выносят депозиты, если б не выплаты через Фонд гарантирования вкладов по убитым акционерами банкам... То тогда вообще от обычных физлиц спроса на валюту толком не было бы. Сейчас "панічні настрої" транслируются с межбанковского рынка. Увы.

На межбанковском валютном рынке НБУ отсекает мелких импортеров, которые теперь вынуждены пылесосить валютный наличный рынок - они скупают у спекулянтов доллары и евро. А потом те же мелкие импортеры ввозят в страну "серый импорт", и это только часть происходящего.

Вторая часть состоит в том, что банки сами "пылесосят" рынок и продают клиентам безналичную валюту по курсу, который включает дополнительные комиссии. Когда мы слышим, что на межбанковском рынке доллар стоит 19, 20 или 21 гривну, это означает, что к установленному Нацбанком индикативному курсу в 15,8 гривен за доллар добавляется еще 4-5 гривен так называемых "комиссионных". Что означает наценку в 25-30%.

Таким образом, реальный курс таких сделок (курс НБУ+комиссия банка) загоняется до уровней, которые соответствуют ожиданиям бизнеса. И потом вот этот курс - 19-20-21 гривен за доллар - транслируется на наличный рынок. Получается, что наличный рынок расшатывает странная политика самого Нацбанка, который "обрезает" импортеров и других покупателей валюты на безналичном рынке. А потом еще и закрывает глаза на наличие "серого рынка" безналичной валюты (курс НБУ+комиссия банка – помним, да?).

Но самое интересное во всей этой истории – последовательность движения курсов. Легко заметить, что сперва рвет курс на межбанке, и только потом цифры переползают на рынок наличной валюты. То есть разгоняют курс не пугливые бабушки-пенсионерки или "офисный планктон". Его разгоняют волны, идущие с межбанковского рынка.

В конечном итоге можно сделать вполне логичный вывод: реальные истоки проблем - девальвационные ожидания экспортеров. Минувшая неделя была по оборотам на межбанковском валютном рынке крайне слабой. Экспортеры придерживают продажу валютной выручки. НБУ не в состоянии принудить экспортеров к исполнению их обязанностей(есть обязательная продажа части валютной выручки) ни административными, ни рыночными методами. И поэтому предложения валюты жестко не хватает.

Когда экспортеры начнут продавать? Когда каждый день НБУ будет по чуть-чуть укреплять гривну. 5 копеек в день в течение месяца, - и начнут продавать как шелковые из опасений, что дальше еще меньше получат гривен за свою валюту. Это путь рыночный. Да-да, не удивляйтесь, именно что рыночный. Ну и он не один такой). В здании на Институтской знают и другие способы, тоже вполне рыночные.

В общем, у НБУ масса важных дел помимо рассказов о панике у населения.

За работу, камрады!

PS По мотивам одного моего ночного поста в ФБ

Александр КрамаренкоАлександр Крамаренко, главред журнала "Деньги"
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram