Одно удовольствие было читать сообщения российского концерна об этих событиях. Болгария, Словакия, Венгрия, а до этого Сербия согласились не только на заключение долгосрочных договоров о поставке газа по новому маршруту (огибающему Украину), но и на ненавистное Европе правило «take or pay» (бери или плати), вынуждающее покупателя выкладывать деньги за топливо, которое он не заказывал, потому что, например, выдалась теплая зима или он перевел свои электростанции на солому. Любопытно, почему эти страны решили впрячься в такое ярмо? Может быть, из пары «конфеты или смерть» они все же получили первое?
Стороны не сообщали, по какой цене и по какой формуле будет покупаться и продаваться российский газ, но что-то должно было измениться, потому что все кажутся очень довольными. В особенности - самая неуступчивая Болгария, которой удалось переложить на Газпром финансирование болгарского отрезка газопровода (3,3 миллиарда евро).
На меня же, как веселящий газ, подействовали слова Алексея Миллера, который отметил «вклад проекта "Южный поток" в обеспечение энергетической безопасности Европы». То есть, когда еще 3000 километров российских труб, поставленных фирмой братьев-дзюдоистов, водящих дружбу с Путиным, опутают очередные страны, мы станем чувствовать себя безопаснее?
Это, конечно, смелый ход рассуждений, хотя новые конфеты, которые Газпром (вовсе не по поводу Хэллоуина) получил в Европе, не только наводят на размышления, но и, действительно, пугают. Наш континент попал под обаяние умелых российских менеджеров. Немецкие и французские концерны все охотнее отдают Газпрому не только доли в предприятиях, но и целые компании, как недавно BASF. Что они получают взамен? Доступ к тому или иному месторождению в Сибири или в Арктике. Доступ - добавим - ограниченный, дорогой и зависящий от прихотей Кремля. Какая им от этого выгода, пока понять сложно. Если они уверены, что им удастся маленькими шажками войти в итоге в российский монастырь и поменять там устав местных игр, то такой подход можно назвать наивным.
На первый взгляд, бизнес в России функционирует независимо от политики, но это работает лишь до той поры, пока это выгодно Кремлю, который в любой момент может выбрать не «конфеты», а «смерть», и тогда западные фирмы запляшут под его дудку. Впрочем, некоторые из них уже это делают.