ГлавнаяЭкономикаГосударство

Россия пыталась помешать доставке буровой вышки в Украину

В Турции жалуются на давление России при транспортировке в Украину буровой платформы "Петр Годованец".

Россия пыталась помешать доставке буровой вышки в Украину
Буровая платформа "Петр Годованец"
Фото: atn.ua

Россия пыталась блокировать прохождение буровой платформы "Петр Годованец" через Босфор и Дарданеллы.

Об этом пишет исламское информационное агентство "УММА", ссылаясь на турецких экспертов.

В собранном виде платформа не смогла бы преодолеть переход из Средиземного моря в Черное. По словам Сертана Юлдижа, сотрудника турецкой фирмы "Арас", отвечавшего за наладочные работы, проливы Босфор и Дарданеллы имеют жесткие ограничения пропускной способности судов и грузов из-за относительно низкого Босфорского моста.

"Чтобы провести буровую платформу под мостом, нужно было снизить общую высоту платформы до 58 метров. Сложность состояла еще и в том, что встречное течение в проливе равняется примерно пяти узлам, а кроме того, Босфор сильно загружен встречным транспортом", - говорит Юлдиж. Да и сам порт Гиресун был адаптирован, чтобы принять украинскую СПБУ: пока платформа "шла" из Сингапура, турецкие специалисты укрепили дно бетонированием, дополнительно проложив стальные плиты. Нужно было добиться того, чтобы дно выдерживало нагрузки до 500 тонн на кв. м.

"Водораздел интересов трех крупнейших государств, имеющих выход к Черному морю, – России, Украины и Турции – уже намечен. Россия всячески стремится установить свою гегемонию на Черном море. Делает она это, не только лоббируя реализацию собственных проектов ("Южный поток"), но и пытаясь затормозить чужие", - отмечается в материале исламского информагентства.

Турецкая сторона признает: проход буровой установки через Босфор и Дарданеллы крупнейший геополитический игрок в регионе – Россия – не приветствовала.

Аналогичная история случилась и перед транспортировкой буровой в Украину. Так, после окончания сборки в Гиресуне плавучая буровая платформа "Петр Годованец" должна была отправиться вдоль турецкой, грузинской и российской береговой линии в Украину. Такой маршрут был выбран из соображений безопасности. Однако россияне добро на проход установки через свои территориальные воды не дали. Поэтому решено было повернуть на запад, к турецкому порту Синоп, а оттуда, из самой узкой точки – пересечь Черное море к Крыму.

"Россия одна из крупнейших энергетических стран, добытчик, крупный транзитер и постоянный продавец газовых ресурсов. Нет ничего удивительного в том, что на этом рынке она старается удержать позицию монополиста, используя любые методы, - отмечает Исмаил Тогрул, доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара), профессор Стамбульского Университета экономики, - Россия всегда будет пытаться прибрать все к своим рукам. Тем более для нее в энергетическом смысле соседние страны – самые выгодные и необходимые для сбыта газовых ресурсов. Но слишком грубое вмешательство, которое произошло в ситуации с транзитом украинских буровых вышек, неприемлемо. Это устаревшие и неактуальные методы, которые больше подходят к периоду "холодной" войны. Россия должна наконец-то осознать, что на сегодняшний день геополитическая ситуация кардинально изменилась, другие страны растут и развиваются, они имеют право на независимое существование. Если в Москве хотят сохранять свое монопольное положение, то за это надо бороться смело и открыто, вести игру по правилам".

Напомним, недавно "Газпром" предложил НАК "Нефтегаз Украины" активизировать работу по созданию совместного предприятия для разработки структуры Палласа на украинском участке шельфа Черного моря. При этом российская монополия подчеркнула бесперспективность самостоятельных попыток Украины по разработке шельфа.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter