Так, советник, руководитель экономической группы Посольства РФ в Украине Алексей Урин заявил, что воспринимает совместное предприятие по добыче газа из угольных пластов в Украине как вполне самостоятельное и самодостаточное.
«Не вижу никакой связи с ГТС. Украина заинтересована в любом дополнительном источнике топлива и, вполне возможно, добыча метана в этом плане окажется весьма перспективной. Поскольку сланцевый газ, вроде как, есть, но в то же время, добывать его очень дорого и пока не выгодно. Шахтный метан – это давно известное топливо, и его добыча вполне рентабельна и возможна. Поэтому, мне кажется, это очень хороший шаг, прежде всего, выгодный для украинской стороны. Ну и Газпром тоже, видимо, рассчитывает участвовать в прибыли», - сказал дипломат.
Говоря же о переговорах по ГТС в целом, эксперт напомнил, что они продолжаются, и исход их пока не ясен.
«Не хотелось бы на этот счёт спекулировать. Действительно, украинская сторона заинтересована в привлечении инвестиций, и это касается не только ГТС Украины, но и в целом всех секторов, особенно высокотехнологичных. Без притока капитала не получится модернизировать производство и ввести западные технологии, о которых так мечтают некоторые украинские эксперты и предприниматели. В этом смысле российский капитал более чем востребован, и я надеюсь, что следующий год будет для этого очень успешным – по крайней мере, предпосылки и желание для этого есть», - заявил Урин.
В свою очередь, глава наблюдательного совета компании «МТ-ИНВЕСТ» Мирослав Табахарнюк полагает, что не стоит слишком оптимистично оценивать участие российского «Газпрома» в проекте добычи шахтного метана.
«Шахтный метан, как и сланцевый газ, это альтернатива поставкам российского газа. И что происходит? Мы основному поставщику – «Газпрому» – отдаём альтернативные источники. Что будет двигать «Газпромом» для развития этого проекта? Да ничего. Одно желание – придержать. «Газпром» «застолбит место» и будет держать этот проект, не развивая его. Это логически исходит из того, у кого какие мотивации действуют.
Поэтому, по словам эксперта, «шахтный метан и сланцевый газ развивать нужно, но инвесторами этих проектов должны быть другие структуры».
«Мне больше нравится проект «ТНК-ВР», который инвестирует в этом направлении в Украине. Это более логичный инвестор, чем «Газпром», - высказал мнение Табахарнюк.
Руководитель Управления корпоративных коммуникаций ГИК «Ренессанс Капитал» Константин Головинский считает данный проект «пробой пера» для «Газпрома» и «Нефтегаза».
«Это пилотный проект, потому что ни одна, ни другая компания большого опыта в использовании данных технологий не имеет. Отдельные частные украинские компании имеют больший опыт добычи шахтного газа, чем компания «Нафтогаз Украины». «Газпрому» этот проект позволит наработать технологии, которые потенциально могут пригодиться компании в будущем, потому что любая нефтегазовая компания, которая сейчас работает в мире, занята, прежде всего, вопросами диверсификации своего основного бизнеса. То есть, отхода от традиционных методов добычи к каким-то нетрадиционным.
Эксперт напомнил, что это потенциально очень большой бизнес в Украине.
«Потому что шахты сильно загазованы – это большая проблема. Многие украинские угледобытчики серьёзно нарастили объёмы добычи именно шахтного метана, исходя исключительно из экономической целесообразности, потому что он напрямую используется самими компаниями для своих производственных нужд и повышает безопасность шахты в добыче угля», - отметил Головинский.
Напомним, 21 декабря, председатели НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром" Евгений Бакулин и Алексей Миллер подписали Меморандум о создании совместного предприятия для добычи метана из угольных пластов на территории Украины.
Круглый стол проводился в рамках исследовательского проекта Института Горшенина "Украина-Россия. Итоги года".