ГлавнаяЭкономикаБизнес

Сервисы коллективных покупок в Украине: новые возможности, большие выгоды

С тех пор как в Советском Союзе потерпела крах самая масштабная финансовая афера АООТ «МММ», люди стали с откровенным страхом относиться к любым новым проектам, связанным с необходимостью вкладывать куда-то свои деньги для получения выгоды.

Сервисы коллективных покупок в Украине: новые возможности, большие выгоды

К сожалению, этот страх передавался из поколения в поколение и сейчас очень сильно затормаживает развитие украинского интернет-рынка. Ведь в основном все новые проекты, связанные с системой «вложить меньше – получить больше», которые уже давно популярны и успешны в других в странах, у нас не выживают. А происходит это именно из-за отсутствия доверия, и яркий тому пример интернет-сервисы групповых покупок, которые начали появляться в Украине в апреле.

Как это работает?


Система работы подобных групповых покупок для обычного пользователя выглядит, мягко говоря, странно и непонятно. И действительно, если для тех, кто следит за мировыми тенденциями, это уже является давно пройденным этапом, то людей, которые менее вовлечены в разнообразные бизнес-процессы, подобная система настораживает. Ведь с сервисами коллективных покупок или, как их еще называют, сервисы групповых скидок, пользователи имеют возможность приобрести купон на акционное посещение аквапарка, ресторана, картинга или салона красоты со значительной скидкой: не менее 50% от стоимости. Если в акции примет участие минимально необходимое количество участников — она обязательно состоится.

Изначально, конечно, вся проблема восприятия лежит в непонимании того, как это работает изнутри, ведь в таком проекте онлайн и оффлайн очень тесно связанны – люди платят за выгоду в Интернете, а получают ее в реальной жизни. Связать это между собой довольно сложно, если ты не знаешь главного: продажа услуг с такой большой скидкой на самом деле является разновидностью рекламных акций, которые ориентированы на привлечение новых клиентов для компании, которая эту услугу предоставляет. В это системе интернет-сервис является посредником между поставщиком услуг и клиентом. Упор в такой схеме делается на желание познакомить пользователя с услугами и в будущем сделать его постоянным клиентом. Следовательно, такая продажа совсем не преследует цели обогащения в краткосрочной перспективе.

Это новый формат рекламы, который ориентирован на социальные рекомендации и рекламные мощности реселлера, то есть продавца купонов, а тот, в свою очередь, обеспечивает информационную и рекламную поддержку акций. Такая реклама обходится продавцу дешевле, чем традиционные носители, а ее эффективность и положительный отклик гораздо выше.

Прибыль сервиса лежит в разнице между максимально возможной скидкой, предоставленной продавцом, и конечной скидкой, которая заявлена на сайте в ходе акции. К примеру, боулинг соглашается в рекламных целях предоставить скидку в размере 90% для 10 человек. Контрагент выставляет на сайте скидку 75% и кладет в карман 15%. Вот так это и работает.

И даже подобное описание все еще неспособно убедить людей в том, что эта система помогает экономить, а не прячет в себе уйму подводных камней. Убедиться в том, что групповые скидки — это не развод, достаточно просто - позвонить в компанию, которая является партнером акции и чьи услуги рекламируются на главной странице сервиса. Все эти компании являются публичными и достаточно хорошо известными, попросите их подтвердить факт проведения такой акции со скидками. Во-вторых, эта схема бизнеса имеет достаточно успешный опыт в США (Groupon.com), где люди тщательно собирают все скидки из газет и журналов. Кстати, по исследованиям социологов, в Украине подобная система также терпит бедствие, так как люди не доверяют даже напечатанным на бумаге скидкам, что же говорить о виртуальных? Конечно, краеугольным камнем репутации таких компаний являются отзывы пользователей в социальных сетях, а их найти в интернете несложно.

Кто решился?


Даже учитывая довольно печальную ситуацию с доверием людей, компании, которые решаются выводить на украинский рынок интересные startup´ы, все равно решились попробовать открыть для людей подобные сервисы. Первыми ласточками стали Покупон и SuperDeal, запустившиеся в апреле-мае. Довольно скоро вслед за ними открылись еще 3 украинских проекта: Город24, Cheap&Now и Mojo. Одним из последних на украинский рынок вышел сервис “Дарберри”, который в России существует еще с марта нынешнего года.

Но подобная бизнес-система в Интернете за счет тесной связи с оффлайном, далеко не так проста, как кажется. Просто создать сайт и поддерживать его недостаточно.

Так, российский опыт, который имеет чуть более длинную историю, чем украинский, свидетельствует о нередких жалобах пользователей на качество предоставляемых услуг. Это происходит от недостаточно налаженной коммуникации между администрацией заведения, предоставляющего сервис, и менеджментом сервиса, продающего купоны. Компаниями, которые более всего заботятся о собственной репутации и своих клиентах, обязательно отслеживают feedback каждой акции, интересуясь и у участников и у поставщика о возникающих проблемах.

Сравнивать успешность того или иного проекта можно сразу по нескольким параметрам, но естественно, ключевыми являются каналы, через которые до клиентов доходит информация о новых акциях, юзабилити самого ресурса и отзывы, которые появляются в интернете после акций. Чем больше сервис заинтересован в своей аудитории, тем больше возможностей контакта с ней он предоставляет.

Так, например Покупон дает возможность регистрироваться у себя с помощью своих профилей на Facebook, ВКонтакте и Mail.ru. Пользователям не приходиться вводить какие-либо данные, они просто импортируются с аккаунтов социальных сетей. Такая же функция есть и у российского ДарБерри, но там это доступно только для пользователей Mail.Ru, всем остальным необходимо регистрироваться вручную. Покупон и ДарБерри предлагают пользователям бонусы за привлечение пользователей по партнерской программе.

На SuperDeal зарегистрироваться вам просто придется, иначе вы никак не сможете спрятать назойливое всплывающее окно, и посмотреть, как же выглядит сам ресурс. На всех остальных ресурсах регистрация ничем примечательным не отличается.

Когда пользователь уже зарегистрировался и, побродив по сайту, решил сделать покупку, самым главным для него становится способ оплаты купона. Вот тут и начинаются проблемы у большинства ресурсов. На сегодня только Покупон предоставляет самый большой выбор способов оплаты, среди которых стоит отметить оплату через смс-сообщения, что очень удобно, когда рядом нет платежного терминала или кредитки. У Город24 доступны многие способы оплаты, но нет смс. Далее, у разных проектов способы оплаты варьируются, но самые популярные это конечно платежные терминалы, хотя чтобы вникнуть в систему оплаты купонов через них, нужно потратить пару минут.

Конечно, люди верят или тому, что видели сами, или тому, о чем им рассказали друзья. Поэтому, практически все проекты предлагают поделиться акцией с друзьями через разные социальные сети, самыми популярными из которых являются, конечно, Twitter, Facebook, Livejournal и ВКонтакте. Но не все заботятся о надлежащем оформлении своих каналов коммуникации и нередко из-за этого теряют многих клиентов. Что касается пункта «видели сами», тут бесспорно выигрывает Покупон, наружную рекламу которого можно увидеть во многих местах Киева.

Появление сравнительных анализов подобных сервисов говорит о том, что интерес к подобным проектам растет, и, следовательно, будет расти их популярность. Главное, чтобы одновременно с этим развивались и сами ресурсы, а не останавливались на достигнутом.

Выводы


Исходя из написанного выше, можно уже четко анализировать ситуацию на этом рынке в Украине. Даже учитывая, что некоторые из сервисов едва запустились, они сразу же должны вливаться в активную борьбу, потому что, как показывает западный опыт, лидером становиться только один, а остальные отсеиваются или наоборот присоединяются к большей компании, как это сейчас происходит с Groupon, который поглощает своих мелких аналогов. Хотя в Украине еще о поглощении говорить рано, но выделить тройку лидеров уже можно: это Покупон, Дарберри и SuperDeal. Несмотря на прочные позиции Дарберри в России, интенсивность его работы с украинскими партнерами не позволяет ему уверенно претендовать на первое место. 
По совокупным параметрам оценки на сегодняшний день лидирует именно Покупон, который взял наиболее активный старт, интенсивно расширяет географию пользователей и разворачивает кампании наружной рекламы в каждом новом городе. Кстати, это единственный сервис, озаботившийся переводом интерфейса на украинский язык.

Если отслеживать динамику роста конкурентов, то именно Покупон взялся стать самым лучшим в Украине сервисом групповых покупок, так как каждую неделю его команда улучшает юзабилити своего ресурса и добавляет новые возможности для пользователей. Другие, судя по тенденциям, пока стараются выезжать на популярности своих западных аналогов.

Со временем осведомленность партнеров об услуге вырастет, и они начнут охотнее идти на сотрудничество. Главным козырем контрагентов станет минимальная скидка от продавца, которая будет покрываться за счет уменьшения собственной прибыли, чтобы пользователи не теряли интерес к акциям. А это смогут позволить себе лишь крупнейшие системы групповых скидок, которые имеют достаточно большую аудиторию. В этом смысле Покупон от компании Infojet LLC имеет наибольшие перспективы.