Однако даже в советское время спокойно себе существовало понятие регионального хозрасчета. Более того, либеральный Хрущев умудрился довести его в свое время до абсурда, учредив территориальные совнархозы не в дополнение к отраслевым структурам, а вместо них, чем лишь дискредитировал нормальную (в принципе) идею. А вот у нас сейчас любой мягкий намек на региональную экономическую самостоятельность, на повышение удельного веса реальных налогов, оставляемых в регионе, их собравшем, грозит мягконамекнувшему мгновенным обвинением в том, что он «федераст» (термин от действующего министра внутренних дел), подрывающий устои единой, неделимой, унитарной, цельной и соборной (кстати, кто знает, в чем разница между этими пятью словами?) независимой Украины. Словом – враг народа.
Никто при этом не задумывается над тем, что в отношениях центра с провинцией в известной степени сохранился рабовладельческий строй вместе с изжившей его неэффективностью (стоит ли работать, если все равно все заберут?).
Около 80% налоговой составляющей областного бюджета формируется сегодня за счет налога с доходов физических лиц – самого легкоизбегаемого и труднособираемого. Налоги же настоящие – в первую очередь, НДС – отбираются в центр для последующего перераспределения. Удивительно ли, что в этой ситуации примерно половина доходов местных бюджетов – это дотации/субсидии из бюджета общегосударственного. В таких подачках в Харькове, например, не было бы необходимости, кабы ничего не отбирали...
В условиях такого полурабовладельческого перераспределения (это при рыночной-то экономике!) каждый регион представляет собой лишь совокупность людей и предприятий, ни на какое сколько-нибудь системное региональное развитие не способную. Процветание региона зависит не от его труда, а от политических и личных взаимоотношений региональной элиты с каждым из многочисленных «центров власти» в Киеве, а отношения эти весьма различны и во времени, и в пространстве, как непостоянны и сами калифы на час в столичных «грушевскобанковых» коридорах.
В результате зреет естественное недовольство, грозящее последствиями уже не только экономическими. Хотя лишь в экономике – корень всевозможных требований относительно федерализации-автономизации, о которых все бы и забыли, будь столица справедлива к своим многочисленным провинциям.
Стало быть, на самом деле соборности-унитарности (дивно сочетающейся у нас с наличием АР Крым) объективно угрожают как раз те, кто пытается загнать эту чисто экономическую проблему вглубь, не замечая ее, а тем самым еще больше распаляя и переводя в политическую плоскость. Откуда дороги назад уже не будет. Коль «соборники-унитаристы» из центра будут по-прежнему отнимать и делить, стабильно обижая одних и тех же, то некоторую часть компактно расположенных провинций столице не удержать, а все нужные мифы тут же подогреются.
Тем более что едва запахнет жаренным, помощники в славном деле дезинтеграции сыщутся мгновенно по всему свету, причем не только ближнему, но и дальнему. Окончательное разделение менталитетов, разрывающее страну в клочья, тогда станет такой же суровой реальностью, как это уже случилось у Киева и Москвы при «разэсэсэсэривании». Разделиться, чтобы потом соединиться, – не получится.
Все необратимое может опять произойти очень и очень быстро (по часам Истории – практически мгновенно).
Лучше, конечно, развода избежать – пока еще не поздно. Пока еще ничего, кроме своих же налогов, никто всерьез от центра не хочет.
Имеющий глаза – да услышит, раз видеть почему-то все равно не хочет.