Пока ни один грузовой самолет не производился по заказу гражданской авиации. «Сначала его заказывали военные, он проходил апробацию. Так было с Ан-12, Ан-26, Ил-76»,– отметил Карпов. По его словам, Ан-70 обладает хорошими аэродинамическими характеристиками и топливной эффективностью, и если «военные возьмут самолет, возьмет и «Полет».
К созданию военно-транспортного самолета Ан-70 (грузоподъемность до 47 т, крейсерская скорость 750-800 км/ч) в СССР приступили 20 лет назад. После распада СССР Россия взяла на себя обязательства по финансированию проекта на 72%, Украина – на 28%. На реализацию проекта было потрачено более $5 млрд. Однако в июле 2006 года правительство России приняло решение о прекращении проекта. Тогдашний главком ВВС РФ генерал армии Владимир Михайлов заявлял, что «России самолет не нужен», а машина имеет ряд недостатков – Ан-70 «перешел в разряд тяжелых военно-транспортных самолетов, а такой транспортник у России есть – Ил-76». Правда, как отмечают эксперты, Ил-76 морально устарел.
Украина и Россия только на прошлой неделе договорились возобновить совместную программу по производству Ан-70 на проходящем в Подмосковье международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2009». 18 августа состоялось подписание документа, который предусматривает создание совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27.
Заместитель генерального конструктора АНТК им. Антонова Александр Кива сказал, что министерствам и ведомствам двух стран поручено возобновить испытания и разработку самолета и возобновить финансирование проекта из госбюджетов. «Это открывает путь к дальнейшим совместным шагам – закупке самолета российскими вооруженными силами. Через два года мы должны начать серийное производство самолета»,– прогнозирует он.
Пока еще нет окончательного решения, где именно будет собираться самолет и в какие сроки. По мнению Кивы, было бы правильным, если бы самолет собирался в России. Генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак отметил, что стоимость одной машины может составлять $70-100 млн в зависимости от комплектации. Он также подчеркнул, что в последнее время наметилось сближение авиационных промышленностей России и Украины по целому ряду самолетов, в том числе Ан-124 и Ан-148. «Это естественный процесс. Россия является главным покупателем и одновременно производителем грузовой техники АНТК»,– сказал он.