ГлавнаяЭкономикаБизнес

Короли бензоколонки

Под прикрытием «Беркута» и при молчании Кабмина группа «Приват» монополизирует нефтяную отрасль страны.

Короли бензоколонки

«Беркут» в помощь
Бизнес-группа «Приват» попыталась захватить ЗАО «Укртранснафта», годовой денежный оборот которого достигает $500 млн. Захват поддерживали бойцы «Беркута» (спецподразделение МВД), и это притом, что де-факто компания является государственной, ведь 100% акций ЗАО находится в управлении НАК «Нафтогаз Украины».

В течение только одного дня – 22 июня 2009 года – офисы «Укртранснафти» подверглись штурму дважды. Первый раз это произошло утром, и «на плечах» милиционеров из «Беркута» в центральный офис «Укртранснафти», что на киевской улице им. Артема, вошел заместитель председателя правления этой компании Александр Лазорко. Следует отметить, что работу в «Укртранснафті» г-н Лазорко получил в январе 2009 года. До этого он несколько лет занимал пост руководителя на подконтрольных группе «Приват» нефтеперерабатывающих заводах в Западной Украине.

Охранникам офиса на улице им. Артема г-н Лазорко показал решение наблюдательного совета «Укртранснафти» от 10 июня 2009 года, на котором стояла подпись главы НАК «Нафтогаз Украины» Олега Дубины. В этом документе было указано, что председатель правления «Укртранснафти» Игорь Кирюшин уволен, а временно исполняющим его обязанности назначен именно Александр Лазорко. После чего «врио», уже в сопровождении первого заместителя главы НАК «Нафтогаз Украины» Игоря Диденко, отправился в пустующий кабинет Игоря Кирюшина.

Предупрежден – значит вооружен
Как оказалось, г-н Кирюшин знал о том, что силовая акция была запланирована на день, предшествующий 8-й годовщине «Укртранснафти» (компания была создана распоряжением Кабмина от 23 июня 2001 года). Предупреждение якобы поступило от одного из политиков, связанных БЮТ, и Игорь Кирюшин в ночь с 21 на 22 июня переместился с печатью и всеми уставными документами «Укртранснафти» из центрального офиса в другое помещение компании – в диспетчерский пункт по улице Кутузова. Как оказалось, выбор пал на это здание из тех соображений, что если начнется штурм, то можно рассчитывать на значительный общественный резонанс в связи с угрозой для безопасной работы магистральных нефтепроводов.

Тем не менее, уже вечером 22 июня господа Лазорко и Диденко в сопровождении «Беркута» попытались добраться до Кирюшина и в диспетчерском пункте. Их остановил только вовремя появившийся адвокат в сопровождении телевизионных журналистов и народных депутатов – «спортсменов» из фракции «Партии регионов» Эльбруса Тедеева и Александра Волкова. В присутствии этой свиты юрист продемонстрировал Александру Лазорко и Игорю Диденко какую-то бумагу. «Это постановление суда, отменяющее решение наблюдательного совета об отстранении меня от должности главы предприятия», – объяснил позже Игорь Кирюшин. Ознакомившись с документом, Александр Лазорко, Игорь Диденко и сопровождавший их «Беркут» покинули здание диспетчерского пункта…

В ответ на просьбу охарактеризовать события, произошедшие 22 июня в «Укртранснафті», министр топлива и энергетики Юрий Продан сказал, что ему требуется время, чтобы «изучить документальную базу». 
Со своей стороны, глава Киевского международного энергетического клуба «Q-Club» Александр Тодийчук (он руководил ЗАО «Укртранснафта» пять лет назад) говорит, что в Словакии, нефтеперерабатывающая промышленность которой зависит от транзита нефти через Украину, уже появилась обеспокоенность событиями в нашей стране. «Непонятно, зачем понадобился штурм, и это притом, что все акции компании у государства. Ведь главное условие транзита нефти – безопасность», – говорит Тодийчук. Следует отметить, что ранее Игоря Кирюшина уже пытались дважды отстранить от управления компанией и для этого, как и предписывает законодательство, назначали собрание акционеров. Но оба раза накануне собраний появлялись решения судов, объявлявшие собрания незаконными.

Что кому выгодно 

По мнению Александра Тодийчука, намерение поставить во главе «Укртранснафти» Александра Лазорко напрямую связано с интересами «Привата». Так, уже сейчас под контролем этой бизнес-группы находится самая в крупная в Украине сеть АЗС (1 600 станций – это почти 30% национального рынка), а также ведущая нефтедобывающая компания страны «Укрнафта» (годовая добыча – 3 млн. тонн нефти) и три НПЗ (Кременчугский, Дрогобычский и Надвирнянский). Представители группы «Приват» не раз просили Кабмин передать им из управления «Укртранснафти» нефтепровод «Одесса-Броды». «Если этот нефтепровод заполнить высококачественной, легко перерабатывающейся нефтью из Азербайджана, западноукраинские НПЗ получат дополнительную прибыль», – говорит Александр Тодийчук. Вдобавок, доход принесет и транзит нефти по другим нефтепроводам компании – известно, что прокачка одной тонны дает «Укртранснафті» $5 дохода.

Что касается Кабмина, то интерес Юлии Тимошенко помогать землякам из Днепропетровска в следующем. Уже через две недели, 7 июля, наступает очередной срок уплаты за российский газ. Для этого Кабмину крайне необходимы $400 млн. Почти всю эту сумму – около 3 млрд. грн – можно получить, если «Укрнафта» (где 50%+1 акция у государства), подконтрольная «Привату» (42% акций «Укрнафти»), выплатит правительству дивиденды за последние три года. Из-за прорех в законодательстве «Приват» задерживает их выплату, начиная с 2006 года. Но сейчас, похоже, готов пойти навстречу правительству. Естественно, если оно пойдет навстречу «Привату».

Источник: Андрей Кожедуб, специально для "Левого берега"