ГлавнаяЭкономикаБизнес

Социальная беспомощность

На социальную защиту Украина в 2009 году потратит почти 21% ВВП. Чуть больше - 26% ВВП - страна направит на образование, здравоохранение, оборону и содержание государственного аппарата.

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , редактор економічного відділу LB.ua

 Концы с концами

В благополучных 2006-2008 годах мало кто задумывался о таком «пустяке», как проблемы с наполнением Пенсионного фонда и фондов соцстраха. Постоянно повышались доходы населения, росли отчисления из фондов заработной платы, а депутаты и чиновники состязались в искусстве демагогии, раздавая дополнительные льготы. В итоге кризис 2009 года страна переживает с огромным дефицитом бюджета (17 млрд. грн по методике МВФ по итогам января-мая), проблемами с наполнением Пенсионного фонда и неэффективной системой социальной защиты.

Пока ситуацию спасают займы международных организаций и эмиссионные деньги Национального банка. Также для наполнения бюджета правительство использует авансовый сбор налогов и задержки с возмещением НДС. Невозмещенные суммы НДС возросли с начала года на 2 млрд. грн (на 15,3%) - до 14,7 млрд. грн на 1 июня. А в структуре невозмещения 22,3% составляют подтвержденные проверками просроченные выплаты.

Деньги в Пенсионном фонде кончаются так же быстро, как вода в пустыне. Приходится направлять туда средства из госбюджета. На 1 июня задолженность Фонда перед бюджетом составила 8,1 млрд. грн, а на начало мая она составляла 7,6 млрд. грн. По оценке Секретариата президента, скрытый дефицит бюджета Фонда к концу года составит около 10 млрд. грн. А это уже несет риски возникновения задолженности по выплате пенсий.

Пытаясь хоть как-то поддержать сбор денег на пенсии, Кабмин обязал предпринимателей-физлиц дополнительно платить деньги в Пенсионный фонд. Чиновники рассчитывают, что такое нововведение за оставшиеся восемь месяцев года обеспечит фонду свыше 1,9 млрд. грн дополнительных доходов. Но всерьез рассчитывать на эти деньги может только большой оптимист.

В то же время депутаты лицемерно отказываются от ограничения максимального размера пенсий 12 прожиточными минимумами (8 028 грн). Неудивительно, ведь пенсия народного депутата составляет около 13 тыс. грн. По словам заместителя министра труда и социальной политики Украины Елены Гарячей, такие пенсии сегодня получают около 300 человек в стране. Размеры самых больших выплат Пенсионного фонда и уж тем более имена VIP-пенсионеров не разглашаются.

Больше, чем на оборону

Специалисты Мирового банка подсчитали, что в 2009 году на социальную защиту Украина потратит почти 21% ВВП. Эти деньги пойдут на пенсии, выплату социальной помощи и другие виды социального страхования. Для сравнения: все прочие траты консолидированного бюджета страны - на образование, здравоохранение, оборону, содержание государственного аппарата - составляют 26% ВВП. «Это шокирующие цифры. При таких расходах на социальные выплаты в Украине вообще не должно быть бедных и неудовлетворенных людей», - прокомментировала результаты исследования Екатерина Петрина, старший специалист по вопросам социальной защиты Мирового банка.

Масла в огонь подливают политики, принимающие все новые и новые социальные законы. «Начиная с 1991 года, Украина как независимая страна формирует собственную законодательную базу социальной защиты. В этот период государство, стараясь защитить население от бедности, принимает ряд законопроектов, которые никоим образом не учитывают экономические реалии и кажутся даже более щедрыми в сравнении с теми, что существовали раньше. Но обеспечение их выполнения в условиях экономического кризиса становится все более проблематичным», - рассказывает Елена Макарова, заместитель директора Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины.

В первую очередь это касается законов о помощи пострадавшим от аварии на ЧАЭС (1991 год), о пенсиях, о соцзащите ветеранов войны (1993 год). Вводятся новые льготы судьям, прокурорам, военным, депутатам и другим категориям (1992-94 годы). А серия избирательных кампаний 2004-2006 годов провоцирует принятие дополнительных социальных обязательств, среди которых - повышение уровня пенсий, введение льгот для детей войны и многократное повышение размера помощи при рождении ребенка. «В результате объем расходов государственного консолидированного бюджета увеличился в 2,6 раз», - говорит Елена Макарова.

Как изменить систему

«Лично я согласна на пересмотр пенсионного возраста для женщин. Несправедливо, что мужчины у нас живут меньше, а на пенсию выходят позже», - поясняет свою позицию Елена Гарячая. По ее словам, пересмотр пенсионного возраста выгоден и самим женщинам, ведь часто ранний выход женщины на пенсию работодатели используют как повод для увольнения. Но вряд ли г-жу Гарячую поддержат рядовые украинки, ведь с каждым годом все больше и больше граждан страны готовятся уйти на законный отдых.

Причем это не только украинская проблема. По оценке ООН, в ближайшие годы количество детей в развитых странах будет оставаться неизменным - на уровне 16%, а вот число пожилых людей к 2050 году вырастет до 32% всего населения. То есть на одного ребенка будет приходиться два пенсионера. И Украина в этом смысле очень похожа на развитые страны. Хотя у нас ситуация со старением обстоит чуть лучше: по прогнозу Института демографии и социальных исследований НАН Украины, на 6,6 млн. молодых людей до 19 лет будет приходиться 8,6 млн. граждан в возрасте от 65 лет.

Но уже сегодня политики выступают против повышения пенсионного возраста. В апреле крымский парламент обратился к депутатам Верховной Рады с просьбой не допустить в Украине такое повышение. «Непонятно, кто будет получать пенсию, если в настоящее время в Украине значительная часть мужчин не доживают до 60 лет», - пишут крымские депутаты своим столичным коллегам. Нет сомнений, что и другие политики захотят защитить будущих пенсионеров, если идея о повышении пенсионного возраста обретет реальные черты.

Можно было бы начать менять систему социальной защиты и в части льгот. Сегодня их получают около 13 млн. человек. Но - косвенно. Например, деньги за проезд льготников в транспорте получают перевозчики, а не сами льготники деньгами на руки. В итоге перевозчику достаются деньги и за того льготника, который вполне обеспечен и ездит на своем авто, и за того, который сидит дома и никуда не ездит вообще.

В 2002 году Кабмин принял 4-летнюю «Стратегию замены социальных льгот на денежную компенсацию для населения». Но в 2004 году этот документ был отменен из-за отсутствия реестра получателей льгот. «Сейчас такой реестр создан, но стратегия не реализуется из-за боязни массовых протестов», - говорит Елена Макарова.

Такие опасения имеют под собой основание. В России монетизация льгот на транспорт, санаторное лечение и лекарства, прошедшая в начале 2005 года, вызвала массовые протесты и, в конечном итоге, обошлась государственной казне в два раза дороже, чем было запланировано (расходы на нее составили около 300 млрд. российских рублей - порядка 60 млрд. грн по курсу 2005-го). Следующим этапом реформы в 2006 году должна была стать монетизация льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Но реформе дали задний ход.

Остается, пожалуй, последняя возможность для начала реформ, о которой говорят эксперты Мирового банка. Речь идет о совершенствовании существующих систем социальной защиты и отказе от введения новых льгот и выплат. Также экономисты предлагают ввести комбинированный метод оценки доходов просителя помощи, что позволит точнее определять, нуждается ли человек в поддержке на самом деле. Сегодня в странах Европы порядка 12-15% социальной помощи дают только после проверки материального состояния просителя. В Украине такие виды помощи не превышают 1%.


ПРАВО НА ЛЬГОТЫ

Более 13 млн. граждан Украины имеют право на льготы:
3,022 млн. ветеранов войны
4,62 млн. ветеранов труда
2,007 млн. пострадавших от аварии на ЧАЭС
6,41 млн. детей войны
Источник: Институт демографии и социальных исследований НАН Украины

 

СПРАВКА

Доля пенсий в ВВП: Украина и мир (% от ВВП)
 

Ирландия 4,6
Литва 5,3
Мальта 5,4
Великобритания 5,5
Венгрия 6
Румыния 6,4
Эстония 6,9
Чехия 7,8
Словакия 7,9
Нидерланды 7,9
Кипр 8
Швеция 9
Болгария 9,1
Испания 9,4
Латвия 9,8
Португалия 9,8
Бельгия 10
Дания 10,5
Польша 10,8
Финляндия 11,3
Германия 11,8
Греция 12,6
Словения 13,2
Италия 13,8
Австрия 14,5
Украина 16,5

Источник: Мировой банк

Андрій Яніцький Андрій Яніцький , редактор економічного відділу LB.ua