ГоловнаКультура

Ксав'є Джаннолі: "Страх перед реальністю - почуття, яке мене заворожує"

С четверга в украинском прокате идет трагикомедия французского режиссера Ксавье Джанноли “Маргарита”. Картина о безголосой певице Маргарите открывала 7-й Одесский кинофестиваль, а в прошлом году была показана в конкурсе Венецианского кинофестиваля, где получила премию имени Назарено Таддеи.

Действие фильма происходит после Первой мировой войны во Франции. Центральный персонаж – богачка Маргарита, увлекающаяся оперным пением. Она выступает на закрытых благотворительных концертах, но никто из ее окружения не решается сказать ей, что певица из нее никудышняя. Между тем, вокруг Маргариты собирается интересная компания: нервный критик, художник-акционист, которому нужны деньги на свое творчество, престарелый оперный певец со своей чудной свитой и так далее. Все, что нужно Маргарите, – это любовь (ее мужа, в первую очередь) и признание, но что будет, когда она наконец узнает, что она – ненастоящая оперная певица?

LB.ua публикует интервью с режиссером, в котором он рассказывает об идее картины, актерах, исполнивших основные роли, и пропасти между желаемым и воображаемым, которую хочет зафиксировать в своем кино.

Ксавье Джанноли на 72-м Венецианском кинофестивале
Фото: EPA/UPG
Ксавье Джанноли на 72-м Венецианском кинофестивале

Как вам пришла идея создания этого фильма?

Около десяти лет назад я услышал по радио выступление невероятной оперной певицы, которая исполняла арию Королевы ночи Моцарта, и делала это абсолютно мимо нот. Запись скрипела: она была старая и загадочная, как будто бы из ниоткуда.

А кто пел?

Я выяснил, что певицу звали Флоренс Фостер Дженкинс, она жила в США в сороковых годах. Флоренс была очень богатой женщиной, любившей музыку и оперу, но при этом не имела ни малейшего понятия о том, насколько плох ее голос. Она привыкла выступать перед одними и теми же людьми в узком кругу знакомых, и никто не посмел сказать ей, что она не попадает в ноты.

Выходит, что люди, окружавшие Флоренс, – либо лицемеры, либо просто были заинтересованы в ее деньгах. А может быть, они просто трусы. Это удивительная история, рассказывающая в том числе и о жестокой стороне человеческой природы, которую я хотел исследовать.

У вас есть ощущение, что вы сняли комедию?

Есть что-то невероятно смешное в том, как Маргарита поет известные оперные арии – она делает это из рук вон плохо, но c обезоруживающей прямотой – еще и перед всеми этими циниками.

Кадр из фильма "Маргарита"
Фото: Артхаус Трафик
Кадр из фильма "Маргарита"

Но фильм – это, в первую очередь, история любви между мужчиной и женщиной, которые пытаются продолжать любить друг друга.

Поэтому да, я надеюсь, что люди будут смеяться над приключениями Маргариты, но я также надеюсь, что между смешками зрители увидят, что самое важное в жизни – это любовь и смерть. Трагическим образом Маргарита умирает на руках у любимого, который полюбил ее слишком поздно. Совсем как в опере. Эта трагедия и есть тот элемент, который не дает фильму быть простой мелодрамой или комедией.

Вы взяли на роль Маргариты Катрин Фро, которая вообще редко играла подобных героинь.

Я хотел подтолкнуть ее к тому, чтобы она превзошла себя как актриса, чтобы она отпустила себя в эмоциональных и иногда довольно спонтанных сценах. Потому что “Маргарита” – это портрет женщины в очень хрупкий период ее жизни.

Во время съемок Катрин часто импровизировала и предлагала что-то для своей героини, а еще предлагала мне упростить мои требования. Она знает, что важная часть кинематографа творится актерами – их телами, движениями и присутствием.

Несколько ее сцен в фильме до сих пор меня трогают: например, когда Маргарита узнает, что муж изменял ей на протяжении многих лет. Я думаю, что Катрин очень хорошо сыграла Маргариту. И еще, есть что-то невероятно трогательное в том, как Картин нашла баланс между двумя противоположностями – смехом и серьезными эмоциями.

После того, как вы выбрали Катрин, стали подбирать других актеров?

Андре Маркон, который играет мужа Маргариты, – невероятно талантливый актер, и я был рад предложить ему роль. Он привнес силу в свою роль, несмотря на то, что играет человека, который в первой половине картины ведет себя как трус, слабак и лжец. У него есть некая пленительная аура – глубокий и сложный голос и внешний вид – надо сказать, Андре выглядет очень бравым в своем пальто из медвежьей шкуры. А его выражение лица подсказывает, какие эмоции его герой испытывает на самом деле.

Андре Маркон в "Маргарите"
Фото: Кинопоиск
Андре Маркон в "Маргарите"

В этом – одна из ангельских сил Маргариты: заставлять людей быть самими собой, спасать их жизни от лжи, жертвуя при этом своей собственной.

А разве муж Маргариты – не ее главный “поклонник”, тот, ради кого она все это делает?

Для того, чтобы соорудить сеть из обмана, нужно больше одного человека. Роль ее мужа очень сильна в кинематографическом плане, потому что заставляет зрителя мыслить в его же безумной логике. Я думаю, что одна из главных тем фильма – манипулирование словами и образами – касается не только сюжета, но и современного мира, в котором мы живем. Возьмите, к примеру, иллюзию рекламы, политическую ложь, образы, которыми нас бомбардируют в нашем одержимом знаменитостями обществе… Вот почему я и написал эту роль, почему я хотел исследовать его проблемные отношения с реальностью, его понимание истины.

В конце концов, Маргарита добивается совместного фото с мужем – на нем она предстает в образе Дивы, в ее собственном придуманном мире.

Что вас сподвигло взять на роль Мишеля Фо (сыграл в “Маргарите” престарелого оперного певца, который берется учить главную героиню вокалу – прим.ред)?

Я написал для него роль, когда у меня из головы не шел его голос. Будь это его шоу “Recital Emphatique” или постановки Гитри или Монтерлана, я всегда уважал и любил его чувство свободы и его масштаб как исполнителя. Редко, когда я получал так много удовольствия от создания персонажа для актера.

Атос Пеццини (оммаж моим корсиканским корням) – неприятный и при этом привлекательный персонаж, именно потому что Мишелю удалось найти способ сделать его сложным и непредсказуемым. После прослушивания в замке, когда он едет в машине с Мадельбосом, он так произносит фразу “В моем доме, в Булони”, что зритель ощущает, насколько одиноко это странное и декадентское создание.

Мишель Фо в "Маргарите"
Фото: Артхаус Трафик
Мишель Фо в "Маргарите"

В фильме еще есть несколько второстепенных ролей, которые немного сбивают с толку.

Роль водителя и фотографа Мадельбоса сыграл Дени Мпунга, бельгийский актер, которому я хочу выразить отдельную благодарность за то, что он придал невероятную глубину персонажу, который, в основном, только слушает и наблюдает. Маргарита – его муза, и их связывает нечто очень волнующее. Он – именно тот персонаж, который приведет Маргариту к ее судьбе.

Кроме того, Мадельбос поднимает вопрос о значении творчества. Он поддерживает образ жизни своей музы тем, что ведет ее к смерти, достойной героини оперы, которой она всегда хотела быть. Я не уверен, убивает ли он ее или спасает, но в любом случае, он делает свой вклад в их общий “шедевр”.

Что касается Кристы Тере, Сильвена Дьюеда, Обера Фенуя, Софии Лебутт (женщина с бородой) и других – они работают как оркестр вокруг Катрин. Я уверен, что хороший актерский состав – это тот, который состоит в том числе из актеров, которые редко или вообще никогда не попадали на большой экран. Роли второго плана придают фильму правдоподобности, и я хотел, чтобы они все были сильные и преподносили сюрпризы.

Как вы выбирали музыку?

Во-первых, в фильме присутствует репертуар Маргариты, состоящий из великих оперных арий для сопрано – “Casta Diva” из оперы “Норма” Беллини, например. Это все – очень сложные технически вещи, которые Маргарита очевидным образом не может хорошо спеть.

Но я хотел, чтобы фильм в том числе был завершенным музыкальным опытом, который отражал бы мои вкусы и которым я бы хотел поделиться с людьми. Там есть барокковые вещи от Вивальди до Перселла; джаз, произведения Пуленка и Онеггера, австралийское диджериду и индийская музыка; пианино, по которому бьют топором, и которое сопровождает акапельное исполнение Баха или Моцарта группой Swingle Singers; “Король Артур” Перселла в оркестровке Майкла Наймана; крики павлина и взрывающиеся моторы; и, в конце концов, необычный голос Маргариты, в котором, как в черной дыре, пропадают все эти звуки. Или сходятся воедино. Я даже не знаю, что именно.

Кадр из фильма "Маргарита"
Фото: Кинопоиск
Кадр из фильма "Маргарита"

Как вы придумали голос Маргариты?

Катрин долго работала с учитилем, чтобы воспроизвести правильные жесты и мимику настоящей оперной певицы. И хоть она поет не по нотам, Маргарита действительно много работает и ее усилия не остаются незамеченными в фильме. Проблема была в том, что у Катрин, на самом деле, прекрасный голос – она долгое время брала уроки пения. Но мне было нужно нечто спонтанное и неблагозвучное, чтобы оно было одновременно смешным и трогательным. Этого было очень сложно достичь.

Иногда нам приходилось озвучивать Катрин, чтобы она не повредила свои голосовые связки. Поэтому голос Маргариты нам одожила реальная певица – и мы долго работали над тем, чтобы в каждом попадании мимо ноты была определенная эмоция и юмор. И я, и звукорежиссеры сделали все возможное, чтобы у зрителя не было ни малейшего сомнения в том, что они слышат именно голос Маргариты. Я хотел, чтобы это было небольшим секретом: ее это голос или нет.

Вы часто употребляете слова из музыкальной терминологии, чтобы описать свой фильм.

Мне кажется, что самая важная вещь и в жизни, и в музыке, и в кино – это гармония и диссонанс между жизнью, о которой мы мечтаем, и реальной жизнью. В каждом своем фильме я хочу добраться до сути выбранных мною тем и сохранить соотношение между драматическими сценами и визуальными паузами при монтаже. Этот фильм я хотел закончить глазом, взглядом.

Все, что мне нужно, чтобы рассказать мою историю – это кинематограф, а Маргарите для этого нужна музыка. Я посвятил свою жизнь кино, и с каждым фильмом, который я снимаю, я, как и мои герои, чувствую тревогу. Страх реальности – это чувство, которое одновременно завораживает и ускользает от меня. Я знаю, что это определяет мою режиссерскую работу: желание использовать иллюзионистские техники кинематографа и обнаружить истинную природу человека в каждом своем персонаже.

По материалам RENDEZ VOUS. LB.ua благодарит компанию “Артхаус Трафик” за предсотавление текста интервью.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram