ГоловнаКультура

Попов закрывает «Лучший дом» Черновецкого

Функции «главного ликвидатора» возложены на Руслана Крамаренко, одного из замов Александра Попова. Официально деятельность ряда коммунальных предприятий, в том числе – «Лучшего дома», прекращают во имя экономии бюджетных средств.

Попов закрывает «Лучший дом» Черновецкого
Фото: Макс Левин

«Под каждую свою идею чиновники Черновецкого создавали коммунальное предприятие»

Согласно данным Главного управления коммунальной собственности КГГА, на протяжении 2009 г. в столице функционировало 181 КП, которые обязаны перечислять в городской бюджет от 15 до 70% своей прибыли. Но только 88 из них закончили год «в плюс», 57 — сработали «в минус», 21 — завершило год с нулевой рентабельностью, а 15 вообще не вели хозяйственной деятельности. В результате, по итогам года, суммарный убыток от деятельности КП достиг рекордного 461 миллионов гривен. 181 предприятие за 12 месяцев заработало только 23,1 миллион гривен, а на их нужды из бюджета выделили 500 миллионов.

Траты власти посчитали несоразмерными - летом депутаты создали рабочую группу, которой предстояло решить: с какими предприятиями город распрощается. «Рабочая группа КГГА закончила работу на прошлой неделе, - рассказал Lb.ua член бюджетной комиссии Киевсовета Сергей Мельник, - делать выводы и предпринимать дальнейшие действия будет городская администрация».

«На сегодняшний день большинство КП, которые были созданы во времена Кильчицкой либо ликвидированы, либо на стадии закрытия, либо подготовлены к реорганизации, - пояснил «Lb.ua» депутат Киевсовета Алексей Давиденко, курирующий социальные вопросы во фракции «Республика Киев». Объясняет: «Как предприниматель, Черновецкий заставлял своих заместителей каждую неделю продуцировать новые идеи, как зарабатывать деньги. Поскольку управления не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, то чиновники под каждую свою идею создавали КП. Так, «Кращий дім» - идея Кристины Черновецкой и Ирэны Кильчицкой».

Фото: segodnya.ua

Напомню, мэр неоднократно уверял: под мудрым руководством его соратников, каждое КП будет пополнять столичный бюджет как минимум на 1 миллиард гривен. Сегодня уже очевидно: деньги приносят только считанные КП, да и те были созданы задолго до появления в мэрии «молодой команды».

Пока на Крещатике 36, не берутся оглашать полный список «обреченных» структур. Но процесс ликвидации стартовал: «На последнем заседании комиссии по здравоохранению было принято решение о ликвидации четырех КП, касающихся медицинской и социальной сферы», - поделился с нами депутат Алексей Давиденко. Итак, первыми ласточками будут – «Киевское муниципальное медицинское агентство» (должно было предоставлять медуслуги иностранцам), КП «Фармбуд» (Ремонт мебели в аптеках и медучереждениях), Хозрасчетный центр «Медицина» и Хозрасчетный центр «Инфомед». Первое должно было заниматься высчитыванием стоимости платных медуслуг, второе – давать справку о лекарствах.

«Тема номер один» в жизни Черновецкого

Ликвидации этих КП пройдут, скорее всего, незаметно. Так, в «Фармбуде» числилось всего четверо сотрудников (директор, бухгалтер и два столяра), в «Киевсоком муниципальном медагентстве» - вовсе ни одного.

Другое дело - любимое КП Леонида Черновецкого, скандально известный «Лучший дом». Идея его, как известно, заключалась в том, чтоб переселить одиноких стариков в дома престарелых, а те - в обмен на заботу – передали бы КП права собственности на свои квартиры.

Если следовать логике Крамаренко - «убивать» КП, не приносящие дохода, то «Лучший дом» - первый на вылет. «Система так и не заработала, - объясняет Алексей Давиденко, - Наверное, потому, что не было менеджера: Кильчицкая занималась большим количеством управлений, а Кристина просто ничего не делала».

Затею создания данного КП Леонид Черновецкий называл «темой №1 своей жизни». "Я хочу, чтоб эти люди зажили новой жизнью и прожили еще как минимум сколько угодно лет красиво, - расписывал тогда Леонид Михайлович, - Потому что, попадая в такие условия, они могут спокойно обсудить любые проблемы, посплетничать". Черновецкий обещал: переехав в специальный санаторий, «любая бабушка будет есть икру, ананасы, бананы и получать хорошее медобслуживание».

c875e095fdc1.jpg

После того как проект утвердили на сессии Киеврады, под нужны предприятия быстро выделили второй корпус пансионата для ветеранов войны и труда в Пуще-Водице, сделали ремонт и заселили первых жильцов. Замдиректора пансионата Михаил Забижко говорит: всего в санатории живет 29 стариков из них – 12 по программе «Лучший дом».

Lb.ua выяснил, что ждет этих людей после ликвидации КП.

К решению Киевсовета о создании «Лучшего дома» прилагался один интересный документ. Это – типовой договор, который следовало подписать каждой бабушке, желающей сменить свою жилплощадь на коммунальный рай.

Видимо, люди Черновецкого думали, что их предприятие будет существовать вечно: в документе попросту не прописано, что же делать с бабушками и дедушками в случае ликвидации «Лучшего дома».

Сам по себе, документ вообще довольно любопытен. По просьбе Lb.ua, его проанализировала директор юридической компании «Правовой консалтинг и практика» Вера Крат. «Тут задана определенная сумма содержания стариков на месяц. Обычно в договорах прописывают не сумму, а конкретные услуги, которые предоставляют человеку: химчистка, парикмахерская, медобслуживание… Если стоимость услуг поменяется, то человек ничего не потеряет». Адвокат добавила: также не прописано, по каким нормам будут предоставлять одежду и питание. «Ничего не сказано об условиях проживания, просто написано – «должные», но ведь у каждого разное понимание, что это такое!» - удивляется госпожа Крат.

Самое интересное: в документе не прописано, что станется с квартирой старичка. «По договору право собственности на квартиру переходит «Кращему дому» с момента регистрации всех бумаг, то есть чиновники могут продать квадратные метры буквально на следующий день! – объясняет адвокат, - Договор можно разорвать по согласию сторон (заблаговременно – за три месяца – уведомив), но ни слова о том, что делать, если квартиру уже успели продать». Кроме того, в бумагах указывают только стоимость жилья по оценке БТИ, которая гораздо ниже рыночной, так что если старичок и получит денежную компенсацию - сумма будет в разы ниже рыночной ставки.

В мэрии парировали: ни в коем случае не собирались продавать квартиры «при живых» хозяевах. Намерены, де, только сдавать их в аренду учителям или врачам. Для чего, правда, не обязательно требовать передачи чиновникам прав собственности - хватило б простого «управления имуществом». Не говоря уже о том, что в упомянутом договоре ничего не сказано об отсрочке продажи.

Нет квартир, возьмем деньгами

В мэрии скромничают: идея с переписыванием квартир провалилась, мол, все старички обитают сегодня в санатории исключительно на платной основе. «У меня на руках бумаги с печатями, там 14 актов и договоров между КП «Кращий дом» и санаторием, - подчеркнул зампредседателя КГГА Леонид Новохатько, - все пенсионеры платят за свое проживание по льготному тарифу, никто из стариков квартиры не переписывал».

Зам директора пансионата Михаил Забижко рассказал: переехать сюда хотят многие, но принимают только одиноких. На поверку оказалось: скорее - обеспеченных. У многих здешних обитателей есть дети, внуки, жены или мужья. А вот если нет хорошей пенсии, то в санаторий не попасть - постояльцам предписано отдавать заведению 75% дохода.

На территорию пансионата в Пуще-Водице Lb.ua не пустили. Пояснили своеобразно: мол, начальница ГУ социального обеспечения Татьяна Костюренко не велела. С директором санатория пообщаться не удалось, вместо себя он отправил к журналистам заместителя – упомянутого Михаила Забижко.

Фото удалось сделать через приоткрытые ворота

Фото: Макс Левин

Однако, с жильцами пансионата поговорить мы таки сумели. Пожилые собеседники уверили: жизнью тут вполне довольны. В пансионате чисто, свежий ремонт. Насчет икры мэр, конечно, приукрасил, но старики говорят, что кормят хорошо. «Кормят четыре раза в день, мне все нравится, я тут уже несколько лет живу, самая первая кто сюда поселился», - рассказала бабушка, представившаяся Валентиной.

Фото: Макс Левин

Расхваливает санаторий и другой его обитатель – Владимир Спицин. Уверяет: квартиру пансионату не отписывал, за свое проживание платит сам - за счет пенсии. Конкретно: 3,300 гривен. Говорит: в санатории его не прописывали, зарегистрирован в квартире, где живет его жена. Старичок, так же как и его соседка Валентина, оптимистичен. «Лучше чем мне никому не живется!» – хвастается он. Бывший военный утверждает: заслужил неплохую пенсию, вот «круглый год и отдыхает» в Пуще-Водице. Поскольку его заслуженный отдых им же самим оплачивается, ликвидация КП на перспективах проживания ветерана в санатории не скажется. Пока сможет платить – будет тут жить.

Фото: www.soczahyst.kiev.ua

Что касается ответственной чиновницы, госпожи Костюренко, то она ведет себя довольно странно. Как-либо комментировать деятельность КП наотрез отказывается. Звонки на стационарный телефон – игнорирует. На мобильный – возмущается: «Откуда у вас мой номер? Еще «Lb.ua» мне не хватало!».

На официальный тематический запрос в подотчетном ей управлении отвечать тоже не торопятся. Как-никак: седьмого ноября день социального работника справляли – были очень-очень заняты.

Марія РидванМарія Ридван, журналістка
LB.ua в соцмережах: