ГоловнаБлогиБлог Николая Песецкого

Профанация – новый стандарт работы НАБУ?

Похоже, что антикоррупционная деятельность в Украине берет на вооружение концепцию: «Что такое коррупция и как с нами бороться?». Национальное антикоррупционное бюро Украины может потерять остатки доверия украинцев.

Фото: beztabu.net

10 мая 2017 года НАБУ объявило конкурс на формирование очередного состава Совета общественного контроля, который избирается сроком на один год в количестве 15 человек.

Очевидно, что сама логика деятельности данной организации предполагает максимальную прозрачность проведения такого конкурса: от подачи заявок до объявления результатов голосования. Тем более что замысел основания бюро, как раз и состоял в создании структуры, равноудаленной от всех ветвей власти, полностью непредвзятой и такой, что не будет иметь абсолютно никакого пиетета перед любым чиновником из самых высоких кабинетов.

НАБУ зарегистрировала 56 кандидатов, однако 7 общественных организаций подвергли сомнению декларируемую прозрачность и честность процедуры отбора и допуска заявителей к конкурсу.

«По каким критериям проводился этот отбор – непонятно. Такое впечатление, что происходит какой-то очередной «договорняк» – высказывает свое возмущение херсонская организация «Агентство общественной журналистики – МОСТ».

С журналистами солидарны и активисты организаций «Правый сектор Подол», «Киборги Полесья», «Философия сердца» и других, кандидатов которых не допустили к участию в конкурсе. Причем, как считают представители организаций, – незаконно. Так, одной из причин отказа в допуске к участию в конкурсе значится «уставная деятельность не связана с коррупцией». Оговорка по Фрейду? Или вместо борцов с продажностью чиновников в НАБУ ищут тех, кто способен «освоить» годовой бюджет организации?

«Теперь мы просто обязаны добавить вид деятельности, связанный с коррупцией», – делится сарказмом на своей странице в Facebook Юлия Грига – представитель организации «Философия сердца» и называет рабочую группу НАБУ – «партизанской».

Упомянутые общественные организации регулярно работают над повышением прозрачности и подотчетности власти, проводят мониторинг ее деятельности, а также тренинги и семинары, способствующие этому. С точки зрения международных стандартов – это и есть борьба с коррупцией.

По заявлениям активистов, некоторых представителей включали в списки с явными нарушениями – уже после того, как истек определенный законом срок. При этом многие из них – совершенно новые организации, без значительного антикоррупционного реноме. Тем не менее, к ним у НАБУ не возникло никаких претензий.

Ситуация стала еще более напряженной, когда 29 мая представители общественных организаций обратились с письменным заявлением к руководству НАБУ – с просьбой пересмотреть их документы и допустить к участию в конкурсе. Поскольку, например – по мнению МОСТа, формирование списка участников конкурса на членство в Совете происходит вопреки принципам открытости и прозрачности.

«НАБУ – это не та структура, действия которой могут быть случайными и немотивированными. Создается впечатление, что руководству НАБУ нужен свой, карманный общественный совет…» – открыто заявляют представители общественных организаций на камеру.

При этом руководитель НАБУ Артем Сытник отказался общаться с представителями общественных организаций в присутствии журналистов.

Обратившимся с заявлением активистам предложили определить трех представителей и «…зайти для разговора к руководству НАБУ, но при одном условии: на этой встрече не будет камер и прессы… » – так описывают сложившуюся ситуацию журналисты канала «112».

Не правда ли, странная позиция для руководства ведомства, которое должно быть стандартом свободной коммуникации с представителями общественности и СМИ? Складывается впечатление, что в угоду личным амбициям, играя «между своими» по закрытым для общественности правилам, НАБУ решило даже пожертвовать остатками репутации. Но это довольно опасная тенденция, способная превратить «священную корову» реформ в очередную «паршивую овцу».

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram