И. Коломойский за пересмотр результатов приватизации, но как это осуществить?

Недавно Глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский принимал участие в закрытом заседании Специальной контрольной комиссии ВРУ по вопросам приватизации. Как 5 марта отмечала «УП»: «Главным лейтмотивом выступления Коломойского перед комиссией стала незаконная приватизация государственного холдинга «Укррудпром». Коломойский без купюр рассказывал о договоренностях с Леонидом Кучмой и Виктором Пинчуком, назвал суммы взяток и настоял на необходимости пересмотра результатов приватизации».

Что ж, и без этого откровения И. Коломойского всё чаще эксперты подчеркивают, что приватизация хотя и была проведена в рамках действовавшего тогда законодательства и пересматривать де-юре это нельзя, но вернуться к вопросу о компенсации – надо. И это будет, как минимум, справедливо. Говорю об этом со знанием дела, так как еще в 1992 году стал акционером Украинской фондовой биржи. Тогда Л. Кравчук и В. Черновол смогли создать баланс для бескровного выхода Украины из советской империи. Хорошо знаю, чего им это стоило. Однако, затем появились силы во главе с Л. Кучмой, которые при реализации программы массовой приватизации в Украине, поняли, что для их личного обогащения такой баланс им уже не нужен.

Тогда они, как сегодня показала жизнь, очень и очень ошиблись. В эти трагические дни последствия их роковой ошибки нас таки догнали. Но вот ключевой сегодня вопрос: готовы ли наши крупные капиталисты доплатить за активы ради снятия претензий со стороны украинского общества? Как это сделали, например, в Великобритании. И как результат - введя процентный налог на сверхдоход, полученный при приватизации крупных компаний при правительстве М. Тэтчер, британская казна получила около 10 млрд. долларов США.

Мы в своей стране сможем провести такую операцию, особенно в условиях АТО на востоке Украины? Ведь сегодня уже всем понятно, что приватизация 90-х в Украине была проведена самыми неудачными способами и методами. Поэтому сейчас и стоит вопрос о компенсациях. Но каким образом это осуществить? В России эта тема также активно обсуждается. И российские аналитики уже рассчитали, что взнос Романа Абрамовича, который начал карьеру крупнейшего бизнесмена с приватизации «Сибнефти», мог бы составить от 1 до 4 млрд. долларов США. А есть ли расчеты в отношении наших олигархов? Например, Рината Ахметова, который начинал свою карьеру самого богатого украинца с приватизации крупнейших металлургического комбината «Азовсталь» и Авдеевского коксохимического завода? Думаю, его взнос был бы не меньшим, чем Р. Абрамовича.

Хорошо известен экспертам, журналистам и такой показательный пример, когда рост рыночной стоимости самых ликвидных акций, принадлежащих украинским олигархам, в самое удачное время приняли просто астрономические размеры. Судите сами, несколько лет назад аналитики газеты «Дело» подсчитали: в период с 1999г. по 2004г. группа «Приват» Г. Боголюбова и И. Коломойского приобрела горно-металлургические активы пяти акционерных обществ за 35,7 млн. долл. США, затем внесли на увеличение уставных фондов этих ОАО дополнительно $331,85 млн. и в 2007г. продали пакеты акций этих предприятий российской компании Evraz Group ориентировочно за общую сумму в 3,5 млрд. долл. США! Полученную прибыль легко подсчитали?

И какие теперь есть предложения? К примеру, ряд экспертов советуют ввести своеобразный налог на приватизацию 90-х или приватизационный налог, который должен подправить имидж крупного бизнеса. Но какой должна быть ставка? И какие конкретно поправки в Налоговый кодекс надо будет внести? Наконец, как это администрировать? При этом, сторонники налоговой реабилитации уверены: ответы на все эти вопросы можно найти.

Другие эксперты предлагают создать благотворительный фонд, в который добровольно отчислять определенный процент от выручки ранее приватизированных предприятий. Или увеличить отчисления в социальный фонд.

Третьи настаивают на оценочном варианте. А именно - заново оценить стоимость актива и с учетом соответствующей процентной ставки на удешевление капитала выплатить справедливую рыночную стоимость.

Есть еще и такой вариант - объявить дополнительную эмиссию ценных бумаг предприятия, которое в свое время было приватизировано, и по результатам размещения акций сформировать уставный фонд, а сегодняшний собственник при желании принимает участие в этой подписке.

Итак, предложений достаточно, но как на практике это осуществить. Была бы на это политическая воля. А также Кабмину А.Яценюка следует учесть уроки лихого десятилетия при последующей приватизации крупных промышленных предприятий и земли в Украине.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram