5 марта 2015 года Харьковский областной совет также не стал рассматривать аналогичный вопрос (о признании России агрессором): за его рассмотрение проголосовал 61 областной депутат – большинство присутствовавших в зале, но для принятия решения необходимо было 69 голосов. При этом 33 депутата – в основном из фракции пока еще существующей Партии Регионов – находились в зале, но не голосовали. Такая позиция (точнее - ее полное отсутствие) вызвала законное возмущение Председателя Харьковской облгосадминистрации И. Л. Райнина: "Депутаты областной рады не высказывают никакой позиции – "не голосовали". Так голосуйте против! Или за. Выскажите позицию свою! Это решение действительно не несет никакой юридической силы – это моральное голосование. "Не голосовали" – нет морали? Ни туда и ни сюда? Люди гибнут, танки ездят, "Грады" стреляют – а здесь решения нет." Интересно, что в личном общении не голосовавшие депутаты говорили, что это (предложение о признании России агрессором на сессии облсовета) надо было вначале обсудить с ними на комиссиях. Но неужели для того, чтобы показать свою патриотическую позицию, надо это предварительно обсуждать на комиссиях?
Нельзя не заметить, что эти события происходили на фоне резко возросшей в последнее время пиар-активности Харьковского городского головы Г. А. Кернеса, успевшего отметиться несколькими пространными интервью ряду изданий. Если выбрать квинтэссенцию всех его "откровений", то основные месседжи сводятся к следующему: "я поддерживаю Украину, я обеспечиваю спокойствие в Харькове, я буду баллотироваться на пост мэра".
И если в последнем (желании Геннадия Адольфовича и дальше быть городским головой) нет никаких сомнений, то относительно патриотизма и гражданского долга, исходя из тех же публикаций – вопросов достаточно.
Как мэр, патриот и гражданин комментирует основные события, происходящие в нашей стране?
Например, для гражданина Кернеса, несмотря на тысячи героев, погибших в борьбе с российскими оккупантами, несмотря на специальное Постановление Верховной Рады Украины, российская агрессия до сих пор не является фактом:
– В интервью Ксении Собчак в Израиле вы сказали о том, что не можете называть Россию агрессором. На тот момент. Сейчас какова ваша позиция?
– Такая же точно. Я не считаю, что Россия ведет агрессию по отношению к Украине. Потому что Украине был передан кредит, Украине газ сегодня поставляет Россия.
– До апреля.
– Все равно, это показатель. Я говорю с точки зрения экономических и социально-политических аспектов. Я не говорю с точки зрения прибыли какой-то или еще что-то.
Поэтому я не могу называть Россию агрессором, я не участвую ни в каких переговорах, и не могу видеть те данные, которые, к примеру, имеют сегодня правоохранительные органы. Это такой ответ для вас. Я считаю, что Россия – не агрессор.
– Но вы же видите происходящее на востоке. Видите "гуманитарные конвои" и обстрелы Мариуполя. Для вас это не факты?
– Для меня факт - множество информационных сводок, которые есть сегодня. В них надо разобраться, где правда, а где неправда. Когда сегодня нагнетают ситуацию и говорят, что это сделала Россия или еще кто-либо, здесь надо четко разобраться. А этим занимаются кто? Правоохранительные органы. Поэтому они и формируют сегодня общественное мнение в этом вопросе. (Г. А. Кернес, интервью "Украинской правде", опубликовано 17.02.2015 г.).
Интересно, какие еще факты необходимы Геннадию Адольфовичу? Признает ли он в принципе факт оккупации Крыма чужим государством? Или это ему неизвестно? Ему не ведомы факты обстрела наших пограничников с российской территории? Или ему также неизвестно о наличии огромного количества российской военной техники, российских военнослужащих, воюющих на стороне формирований "ЛНР-ДНР"?
Исходя из высказываний Г. А. Кернеса никто, кроме тех, кто лично участвовал в переговорах, не может сказать, была агрессия или нет. Это какой-то нонсенс. Тысячи смертей украинских граждан, в том числе от российского оружия – это тоже не аргументы для мэра фактически прифронтового города? Ну конечно же, Геннадий Адольфович не принимал участия в боевых действиях (если исходить из его логики), да и его окружение мало что может рассказать об этом (так как зону АТО никто из них не посещает). Это далеко не тема городского головы, хотя всего в каких-нибудь двух сотнях километров от Харькова патриоты на фронте защищают нашу страну, защищают мир и покой всех харьковчан, в том числе и самого Геннадия Адольфовича.
Г. Кернес часто говорит, что якобы поддерживает линию президента Украины. Но как можно поддерживать его, расходясь с ним по столь фундаментальным вопросам? Может быть, тогда Г. А. Кернес не доверяет президенту, который демонстрирует на международной конференции в Мюнхене образцы военных билетов российских военнослужащих, показывает иностранным делегациям новейшую российскую боевую технику, захваченную в зоне АТО? Или быть может, принятое высшим законодательным органом страны Постановление №1854 о признании России страной-агрессором для руководства Харькова и большинства его депутатов - пустой звук? Как можно вообще после этого говорить о сколь-нибудь проукраинской позиции?
Конечно же, хочется делать крутые политические виражи – от Юго-Востока и В. Ф. Януковича к П. А. Порошенко. Но что-то не дает. Что же?
22 февраля 2014 года Г. А. Кернес организует т.н. "Съезд депутатов Юго-Востока Украины", на котором присутствуют представители южных и восточных областей – тех самых, которые по мысли В. Путина, должны составить так называемую "Новороссию".
После фактического провала съезда (во многом благодаря гражданской позиции харьковчан, массово пикетировавших это антигосударственное и сепаратистское мероприятие) Кернес срочно улетает из Харькова в Российскую Федерацию. По его собственным словам – "решать деловые вопросы".
О том, какие это были "деловые вопросы", стало ясно всего через несколько дней – после его возвращения.
1 марта 2014 года Г. Кернес в соавторстве со своим другом М. Добкиным (на тот момент формально еще – Главой облгосадминистрации) организует пророссийский митинг, на котором, стоя под российскими знаменами призывает собравшихся на нем (в т.ч. совершенно "случайно" приехавших на это мероприятие сотен боевиков из России) "освободить город Харьков". Призыв был понят "правильно", и уже через несколько минут после этого начался штурм облгосадминистрации: приезжие россияне при поддержке местных предателей рвали и топтали государственные флаги Украины, избивали патриотов, громили фасад и помещения администрации, водружали на флагштоки триколоры Российской Федерации. Фактически в марте город и область оказались на краю той пропасти, на дне которой сейчас находятся Донецк и Луганск. И оказались мы там "благодаря" многолетней антиукраинской позиции многих представителей нашей харьковской элиты, которые многие годы спекулировали на пророссийской тематике.
Самое интересное, что Кернес до сих пор называет участников этого антиукраинского шабаша "освободителями". Может ли человек, называющий уничтожение украинских флагов и водружение на их место российских триколоров "освобождением", считаться полноценным патриотом Украины? Может ли такой человек вообще возглавлять украинский город Харьков? Я думаю, харьковчане самостоятельно смогут ответить на этот вопрос.
В качестве дополнительных штрихов к деятельности Г. А. Кернеса по "установлению мира и согласия в городе Харькове" можно упомянуть и присвоение звания почетного гражданина города члену Совета Федерации РФ Шишкину (голосовавшему за развязывание российской агрессии в Украине), и срыв целым рядом городских администраций мобилизационных планов, и фактический отказ от выделения хотя бы части средств городского бюджета на оборону Харькова (разумеется, строительство домика для жирафа и борьба с бродячими животными, а также восстановление памятника одному из самых кровавых тиранов в истории человечества – это куда более "важные" для харьковчан проблемы).
Возвращаясь к теме голосования в Харьковском областном совете, нельзя не упомянуть и о позиции присутствовавшего на ней ближайшего друга и соратника Г. А. Кернеса в последние годы – депутата Верховной Рады от "Оппозиционного блока" М. М. Добкина. Последний прямо обвинил депутатов, ранее входивших во фракцию Партии Регионов в изменчивости и конъюнктурности: "О моральности говорить в этом зале вообще очень сложно, потому что сегодняшнее форматирование этого зала – это не волеизъявление людей".
А вот здесь с Михаилом Марковичем хотелось бы не согласиться. На последних парламентских выборах проукраинские, проевропейские партии набрали в Харькове и области свыше 50% голосов (в том числе "Блок Петра Порошенко" 15,17%, "Народный Фронт" – 8,13%, "Самопомощь" – 7,49%, "Радикальная партия Олега Ляшко" – 6,38%, "Батькивщина" – 3,88%, "Гражданская Позиция" – 2,84% и т.д.), в то время как партии, оппозиционные нынешнему курсу Украинского правительства, набрали порядка 45% ("Оппозиционный Блок" – 32,16%, КПУ – 8,53%, "Сильная Украина" – 4,55%). Уместно также добавить, что Партия Регионов, от которой были избраны большинство депутатов Харьковского областного совета трусливо спряталась от избирателей, вообще не выйдя на выборы (что равносильно нулевому рейтингу), а недавний председатель областной организации этой партии М. М. Добкин внезапно стал "беспартийным".
Какой вывод можно сделать из всего сказанного? В первую очередь – то, что несмотря на все трудности, переживаемые нашей страной и регионом, харьковчане сделали свой выбор – они поддерживают единство нашей страны и борьбу нашего народа против российских агрессоров и оккупантов. А вот значительная часть депутатов Харьковского городского и областного советов уже не представляет интересов своих избирателей – граждан Украины, они вообще выступают против своей страны. И вряд ли могут быть или даже считаться "Харьковской элитой" в украинском городе Харькове. Более того – на мой взгляд, правоохранительные органы (СБУ, МВД, прокуратура) должны тщательно проверить, не кроются ли за откровенно пророссийской позицией ряда харьковских депутатов их связи с той страной, которую они упорно отказываются признать агрессором. Причем связи далеко не безобидные с точки зрения уголовного кодекса и безопасности нашего государства.