Плюс к этому министры-иностранцы финансово-экономического блока КМУ принимают меры, которые направлены на удорожание продукции украинских товаропроизводителей. Еще раз напомню эти меры: повышение налогов, рост стоимости энергоресурсов, высокая кредитная ставка, которая тоже закладывается в цену продукции и услуг. Словом, всё, что было принято Кабмином в конце прошлого 2014 года – это контрмеры по отношению, например, к импортозамещению и экономической стабилизации.
Если бы Глава НБУ В. Гонтарева и премьер-министр А. Яценюк смотрели хотя бы на несколько недель вперед, то они задействовали бы самую главную меру борьбы с инфляцией – это держали бы и не поднимали так высоко цены на энергоносители. И ничего здесь нового, просто очень важно правительству и Нацбанку удерживать цены именно в самом начале технологической цепочки. Но когда, как в прошлом 2014 году, резко разгонялись цены на энергоносители, соответственно у нас стремительно росла и стоимость бензина, дизтоплива, мазута, а также тарифы на услуги ЖКХ и прочее. А следовало бы сначала запустить программы энергосбережения и энергоэффективности, лишь затем поднимать цены, частично компенсируя это повышение уменьшением расхода энергии.
Раз это произошло, то, естественно, не могли уже не вырасти цены на продукцию более глубокой переработки. А разогнав цены вначале технологической цепочки, дальнейшие попытки чиновников заморозить цены, особенно на финише, конечно, были заранее напрасными и безуспешными. Добиться желаемого результата, в принципе, можно, но только драконовскими административными мерами и лишь по очень ограниченному перечню продуктов, в частности, на хлеб, молоко и т.п.. Причем, такие меры очень сложные для выполнения в организационном плане, а, как мы знаем, наше правительство такие сложные меры реализовывать не умеет. Нет у КМУ для этого квалифицированных кадров с соответствующими организационными навыками и знаниями.
А рекордная девальвация гривны – это также очень жирный плюс к продуктовой инфляции, которая сильно ударила по карманам самых социально незащищенных слоев населения. Еще один важный фактор, который разгоняет инфляцию и фактически вводит экономику в ступор, - это повышение до 14% учетной ставки НБУ. Для наших производственных предприятий – это запретительный кредит, т.е. при такой трехзначной девальвации гривны компании не могут даже восстановить свои оборотные средства и у них элементарные кассовые разрывы. Например, производители продали свою продукцию, исходя из одной стоимости, а закупали сырье, материалы и т.д. уже по более высокой цене. В этой ситуации, наоборот, надо давать дешевые кредиты, иначе украинская производящая экономика не выйдет из рецессии.
Ну, хорошо, за счет чего тогда можно остановить спад производства и обеспечить его рост? Конечно, за счет увеличения реализации продукции и услуг для нашего внутреннего потребителя. С соблюдением обязательного условия – недопущения сокращения платежеспособного спроса. Потому что если опять бизнесу надо будет выполнять рекомендации Минфина и Минэкономразвития - сокращать номинальные гривневые расходы бюджета - то это будет означать дальнейшее сжатие платежеспособного спроса. Тогда фактически в очередной раз по экономике Украины будут нанесены сильные удары сразу с двух сторон, а именно по:
1) предложению (удорожание продукции и услуг за счет вышеназванных факторов);
2) спросу, поскольку он в таких условиях просто еще больше сожмется.
Итак, во все годы независимости политическая ответственность за провалы и грубые ошибки всегда падала на Кабинет Министров. А сейчас ситуация еще более сложная и тяжелая. Чего греха таить, правительство (особенно министры-иностранцы) воспринимается даже как-то легковесно. И сейчас ключевая проблема Кабмина в том, как воспринимается в сознании граждан то, что министры делают и произносят. Насколько удается министрам объяснить и доказать необходимость тех или иных решений?
Правда, до сих пор не получается у министров нам показать правильную последовательность шагов и принимаемых мер. И как следствие, если украинский предпринимательский класс им так и не поверит, то тогда КМУ никакие реформы провести не сможет. Вот почему в правительстве нужны украинские профессионалы с проверенной годами репутацией и своей технократической командой. А президент Украины должен им обеспечивать политическое прикрытие.