ГоловнаБлогиБлог Олександра Гончарова

Мы еще глубже сидим, чем думаем

Миссия МВФ вчера покинула Киев, никто не соизволил даже показать им видимость в стремлении сформировать новые органы центральной власти, с которыми бы представители МВФ могли начать переговоры, но они так ничего и не дождались. Две недели для нас пролетели напрасно, зато аналитики МВФ сумели составить объективное представление о катастрофическом положении нашей экономики.

Фото: EPA/UPG

Хочу напомнить, что еще в апреле 2014 года МВФ одобрил кредит для Украины в размере 17 млрд. долл. США, но по частям. С условием, что между траншами представители Фонда будут проводить тщательные проверки. Поэтому нам пока удалось получить частичные выплаты из этих кредитных денег только в мае и сентябре. И вот следующие 3 млрд. долл. США, грубо говоря, пока «зависли», т.к. нет до сих пор нового состава Кабмина и нет принятого ВРУ госбюджета на 2015 год. И денег в украинской экономике практически нет.

Но не только у меня одного уже нет никаких сомнений в том, что сегодняшние уровни падения украинской экономики сильно занижены. Да, они огромные, таких еще не было. Инфляция уже вышла из-под контроля. Плюс к этому обвальное падение ВВП, и девальвация гривны в 100%! Кстати, об этом заявила глава НБУ В.Гонтарева 20 ноября. Продолжаются повышенные покупки долларов и евро, отток капитала из Украины, снятие с банковских депозитов сбережений (за несколько месяцев - более 125 млрд. гривен) и прочее.

И все равно эти макроэкономические показатели нашими властями занижены, т.к. не учитывают всю линейку проблем, с которыми мы столкнулись. Судите сами. Это и недополученная выручка из-за событий на востоке страны. Это и повышение процентных ставок с необходимостью нашим предприятиям выплачивать валютные долги, а не рефинансировать их в производство. Плюс нет у властей такой оценки, как упущенные возможности, но о которой прекрасно знают предприниматели. Например, мне часто приходилось в бизнесе оценивать так называемые альтернативные издержки – это те инвестиции и те технологии, которые, в частности, уже в этом году не придут в Украину.

А как негативно на потребительский рынок повлияет то обеднение населения, которое мы уже получили в результате двухзначной инфляции и трехзначной девальвации гривны?! Всё это нашими властями не подсчитано. И считать это никто не будет. Думаю, они до сих пор упорно не видят и огромного замедления потребительского спроса. Иначе бы уже предпринимали экстренные меры. Затягивать с этим категорически нельзя. У власти короткая память, поэтому напомню: объем замедления потребительского спроса по глубине замедления сопоставим с теми проблемами, которые были в Украине в кризисный период конца 2008г. – начало 2009г..

И несомненно решение господина А.Яценюка о докапитализации в размере 11 млрд. гривен «Ощадбанка» никакими разумными инвестициями со стороны государства считать нельзя. У нас уже есть подобный печальный опыт попередников в отношении того же «Ощадбанка», а также «Укргазбанка», «Родовид-Банка» и АБ «Киев». Это на самом деле просто вынужденная благотворительность за счет украинских налогоплательщиков. Может быть, эти миллиарды гривен частично помогут «Ощадбанку» решить его проблемы, но с такими коррупционерами, как у нас, ненадолго. Это всё равно, что принять жаропонижающее лекарство, но саму болезнь еще надо вылечивать. А вот с чего начинать лечить украинские экономические болезни, не плохо бы нашим будущим министрам предварительно прочитать в трудах Кахи Бендукидзе. Где главный его рецепт – это борьба с коррупционной составляющей, которая делает неэффективной любую экономику.

В тоже время с каждым днем социальные проблемы у нас будут только обостряться. Реформы не проводятся, никто с коррупцией не борется, на востоке страны АТО не завершено, само же население стареет. И требуется всё больше расходов, например, на здравоохранение. Выходит, что в Украине всё меньше работающих, и всё больше пенсионеров, которых государству нужно содержать. А есть еще и немало молодых иждивенцев, ставших таковыми не по своей воле.

И что будет дальше? А будет нарастать волна массовых протестов: забастовки против повышения пенсионного возраста и урезания социальных расходов, а также низких зарплат. Вообще – полный набор западных профсоюзных демонстраций. И ничего в этом нового нет. Мы – в самом эпицентре финансово-экономического кризиса. К тому же наши власти не могут остановить экономического падения и стабилизировать национальную валюту, а значит – не могут покрыть уровень бюджетных расходов. Это соответственно ведет к еще большему нарастанию безработицы и обострению социальных конфликтов. Плюс также стремительно будет расти разочарование политикой правительства, т.к. оно уж точно не сможет изыскать возможности для перерасчета зарплат и пенсий в связи с таким высоким уровнем инфляции и девальвации гривны.

Поэтому люди всё больше и больше будут нищать. И вполне вероятно, что вскоре из различных регионов Украины мощным потоком за хоть какой-то помощью хлынут в Киев обнищавшие граждане. Они придут под стены Кабмина и Верховной Рады и будут говорить: отдайте нам, пожалуйста, полагающиеся нам социальные выплаты! И лично я убежден, что до конца этого года мы точно уже не получим очередной транш выплаты кредита МВФ. Думаю, это понимают и П.Порошенко, и А.Яценюк, наконец, в Минфине и Нацбанке.

А миссия МВФ вернется в Киев только тогда, когда у нас будет новый состав Кабмина и когда ВРУ примет государственный бюджет на 2015 год. Ни первое, ни второе при их нахождении в Киеве не было сделано. Почему? Это вопрос к нашим властям. Пока же представители МВФ не знают с кем, и вокруг каких финансово-экономических показателей им вести переговоры. И главное – именно они дают нам кредит, а поэтому хотят понимать, с помощью каких это «дрожжей» мы собираемся обслуживать и отдавать полученные кредитные деньги. Хотя для нас главный вопрос – это из каких теперь «закромов» в декабре выполнять социальные обязательства, выплачивать пенсии и зарплаты бюджетникам?

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram