Все публикацииПолитика

Конституция и Минские соглашения. Угрозы и последствия

Вокруг изменений в Конституцию в части децентрализации в последнее время разгорелась всесторонняя дискуссия. После того, как стало известно, что Администрация президента намерена отсрочить этот процесс, стали появляться различные заявления и трактовки того, как предоставление специального статуса Донецкой и Луганским областям может отразиться на переговорной позиции Украины в Минске, в мире; как повлияет это на дальнейшую судьбу страны. 29 января Институт Горшенина провел круглый стол по данной теме. Народные депутаты и эксперты попытались представить всестороннее видение того, какие могут быть последствия после изменения Основного Закона.

Народный депутат от фракции "Самопомощь", вице-спикер парламента Оксана Сыроид считает, что нынешний конституционный процесс рожден не в Украине, именно поэтому поправки не находят поддержки в Верховной Раде.

Фото: Макс Требухов

"Самая большая ошибка изменений в Конституцию - это то, что этот процесс рожден не в Украине. Он рожден минскими соглашениями... Были смешаны два процесса - мирный и конституционный", - сказала он.

По мнению Сыроид, подобная инициатива может быть исключительно "собственностью нации". А норма о специальном статусе Донбасса испортила хорошую идею о децентрализации.

"Децентрализация была хорошей идеей, но обсуждения даже в рамках Конституционной комиссии не было, был одобрямс в стиле советской системы. Правда, даже в этих обстоятельствах был найден консенсус... Но буквально перед финальным заседанием Конституционной комиссии, текст был серьезно изменен, был внесен пункт 18 (который касается "особого статуса" Донецкой и Луганской области - LB.ua), изменены отдельные положения по префектов и так далее", - заявила Сыроид.

Ее поддержала Вера Нанивская, директор Политической школы Веры Нанивской, которая так же считает, что накала страстей и резкого противостояния не было бы, если бы все происходило в рамках демократических процедур.

Фото: Макс Требухов

Эксперт отметила, что Украина уже более 20 лет пытается изменить советскую систему власти на демократическую. "Целью реформ, которые сейчас внедряет власть, как раз должно быть изменение системы", - отметила она.

По ее словам, проблема в изменении системы состоит в том, что большинство представителей власти - выходцы из советской системы.

"Политики недостаточно понимают разницу между демократическим управлением и тоталитарным. Функции - все те же. Надо планировать, выполнять и контролировать, но контроль осуществляется радикально другими способами", - добавила она.

Ее реплику подхватил глава фракции БПП в парламенте Юрий Луценко, присутствовавший на круглом столе: "Я - родом из Советского Союза, все политики родом оттуда. Они инфицированы. Я демократический политик, но я также учусь... Еще три года назад я не знал, что такое децентрализация..."

При этом он также опроверг слова Оксаны Сыроид о статусе Донбасса. Политик утверждает, в 18 пункте изменений в КУ нет никакой угрозы.

Фото: Макс Требухов

"У нас есть два варианта: или написать отличную Конституцию и построить стену на линии разграничения, или пробовать восстановить целостность Украины. Кто-то понимает, что закон о временном статусе Донбасса через два года потеряет свою силу?" - заявил он.

При этом он признал, что существует угроза того, что к власти в Украине придут другие политические силы, которые по истечению этого срока попробуют принять новый закон о статусе Донбасса. Но, по мнению Луценко, этого можно избежать.

"Мы можем ввести отдельный закон, который будет предусматривать, что любые законы об особенностях самоуправления может приниматься только конституционным большинством", - сказал он.

Луценко считает, что из-за неконструктивной критики отдельных политических сил, которые пытаются пиариться на данной теме, шансы на окончательное утверждение конституционных изменений становятся все меньше.

Справка. Напомним, закон о статусе Донбасса был принят год назад и вступит в силу после проведения выборов на всей территории Донецкой и Луганской областей по законам Украины. Закон потеряет силу, если этого не произойдет в ближайшие два года. В рамках мирных переговоров ведутся разговоры о том, что закон об особом статусе Донбасса может вступить (на предварительной основе) в силу уже в день проведения местных выборов в регионе. В случае, если ОБСЕ признает проведение выборов в регионе на должном уровне, то особый статус региона вступит в силу на постоянной основе.

Вместе с тем, Оксана Сыроид считает, что власть закладывает мину принятием таких инициатив.

"Почему нет 300 голосов (предварительно для одобрения изменений в Конституцию 300 голосов в ВР не набираются - ред.)? Потому что всем страшно! Мы не знаем, чем он [пункт о статусе Донбасса] обернется... Мы запишем, а потом в какой способ толковать?", - заявила Сыроид.

"Конституция должна утверждать государственность, а мы закладываем мину замедленной деятельности в виде норм, которые могут эту государственность разнести. А я буду нести за это ответственность. И именно поэтому на них настаивала Россия", - считает вице-спикер, которая представляет партию "Самопомощь".

Фото: Макс Требухов

Она не исключила, что в будущем, когда нынешний закон об особенностях местного самоуправления потеряет силу, кто-то сможет подкупить 226 народных депутатов и принять новый.

"Конфликт рожден в России, и что бы мы не делали с восточными территориями Украины, это никак не повлияет на Путина", - сказала Сыроид. По ее мнению, Донбассу можно давать различные статусы, но на войну это не повлияет.

Неидеальность Минских соглашений признал и депутат от партии "Народный фронт" Остап Семерак. Но, по его мнению, ничего лучше для урегулирования конфликта на Донбассе украинская власть придумать не смогла.

"Наша позиция такова, что минские соглашения - это не идеал, но лучше на сегодня мы не смогли придумать и не смогли найти. И поэтому мы поддерживаем минские соглашения, как следствие правильного предложения мирного плана президента, с которым Петр Алексеевич пошел на выборы и получил большую поддержку украинцев", - заявил он.

"Поэтому моя политическая сила будет поддерживать имплементацию мирного плана, даже готовы к компромиссам с базовыми принципами, которые для нас существуют...", - добавил Семерак. (Напомним, "Народный фронт" предложил провести референдум по вопросу внесения изменений в Конституцию - ред.)

Кроме того, Семерак считает, что внесением изменений в регламент Верховная Рада сохранила возможность продолжения минского процесса.

"Голосование в парламенте по изменениям в регламент, дает шанс продолжить имплементацию минских договоренностей. Конечно, это внесет определенное противоречие в последовательности, что после чего происходит... Но тем не менее, мы сохранили эту возможность, мы демонстрируем западным партнерам, что Украина отдает высшую дань уважения всем участникам процесса, в первую очередь выполняющим свои обязательства", - заявил депутат.

По мнению вице-президента Института Горшенина Алексея Лещенко нынешний конституционный процесс напоминает политические торги.

"Мы проводили анализ текущего политического процесса в Украине... И констатируем, к сожалению, что конституционная реформа не стала фактором реформирования государства, не стала фактором выравнивания баланса власти, не стала фактором снятия напряжение между центром и регионами, не стала фактором разрешения кризиса на Донбассе. К сожалению, пока конституционное реформирование — это предмет политического позиционирования, возможно, политического торга. Даже конституционное реформирование может привести к какому-то правительственному или парламентскому кризису", - отметил он.

Фото: Макс Требухов

"В чем причины? Мы констатируем, что существующие политические игроки не заинтересованы в изменениях принципа статус-кво, нет запроса на изменения... И нет, как результат, единой позиции государства по реформировании Конституции. По нашему мнению, в этом кроется большая угроза — потери субъектности Украины", - добавил Лещенко.

Полную запись круглого стола можно посмотреть по ссылке.