ГоловнаПолітика

Меджлис вне игры

На прошлой неделе в Крыму произошло знаковое событие. Руководитель меджлиса – влиятельного, но официально не зарегистрированного объединения крымских татар, Мустафа Джемилев не пришел на встречу с президентом Виктором Януковичем.

Меджлис вне игры
Фото: Макс Левин

«Мы встречались с президентом 13 мая, договорились, что он встретится во время своего приезда в Крым с Советом представителей крымско-татарского народа при президенте, то есть с меджлисом», – рассказал «Левому берегу» Мустафа-ага («ага» – уважительное обращение к старшим, господин).

Но в итоге Джемилева позвали на встречу с «представителями крымско-татарского населения». Небольшие отличия в формулировке означали, что меджлис приглашали к президенту на равных с другими организациям крымских татар. Среди которых были и довольно одиозные. Например, пророссийская «Милли Фирка», руководители которой заявляли об «украинском геноциде» крымских татар. По мнению Мустафы Джемилева, изменение формата встречи – это провокация.

«Меджлис – это представительский орган всего крымско-татарского народа, а не какая-то общественная организация», – отрезал Мустафа-ага. По этой же причине меджлис до сих пор не зарегистрирован. В украинском законодательстве просто нет такой формы объединения, как «представительский орган народа».

Меджлис был образован в 1991 году крымскими татарами, которые возвращались на историческую родину из депортации. Руководит им Мустафа Джемилев – диссидент, который провел почти 15 лет в тюрьмах и ссылках за антисоветскую деятельность. В 90-х меджлис был опорой украинского Киева в пророссийском Крыму. Крымские татары участвуют в местных выборах в составе Народного Руха Украины (позже – «Нашей Украины»), традиционно набирают 8–12% голосов на выборах в Крыму. Сейчас меджлис имеет 8 депутатских кресел из 100 в Верховном Совете Крыма, а также контролирует несколько местных советов. Принято считать, что на меджлис ориентируются до 70% крымско-татарского населения, то есть около 8,5% жителей Крыма.

С приходом к власти Виктора Януковича роль меджлиса, который агитировал голосовать за Юлию Тимошенко, резко изменилась. Из верной опоры Киева он превратился в оппозицию. Зачем г-ну Януковичу меджлис, если у него есть крымская организация Партии регионов? Возможно, этими соображениями и было продиктовано решение об изменении формата встречи с представителями крымских татар. Мустафа Джемилев счел, что это давление со стороны руководителя Совета Министров Крыма Василия Джарты, и не пришел на встречу.

Фото: Макс Левин

В ответ Мустафа Джемилев получил резкую отповедь. «Они унизили крымско-татарский народ. Они не стали отстаивать интересы крымско-татарского народа. Это их ошибка», – цитирует Василия Джарты агентство «Новоросс.info». Глава Администрации президента Сергей Левочкин выразился в том же духе: «Собственные интересы некоторых интересуют больше, чем проблемы и перспективы Крыма… Это политиканство». Сам президент Виктор Янукович на встрече с крымскими татарами говорил также жестко. «К кому они в оппозиции? К Автономной Республике Крым? Такая позиция руководства меджлиса ведет в никуда!» – заявил президент собравшимся крымским татарам, среди которых не было меджлисовцев.

Несмотря на это, президент сделал ряд заявлений. Он пообещал решить жилищные проблемы крымских татар, принять закон о восстановлении прав депортированных и разрешить проблемы со строительством Соборной мечети в Симферополе. Также Виктор Янукович пообещал присвоить статус национального Бахчисарайскому историко-культурному заповеднику (Ханский Дворец) и продолжать переименовывать населенные пункты на прежний, крымско-татарский лад. По сути, президент говорил о том же, о чем обычно говорит руководитель меджлиса Мустафа Джемилев. И если «регионалы» будут реализовывать свои обещания самостоятельно, то влияние меджлиса заметно ослабнет.

Притом, что на этих выборах из-за новой избирательной системы меджлис и так наберет в два раза меньше голосов избирателей. «Пройти по мажоритарным округам будет сложно», – признает Мустафа Джемилев.

Вдобавок в крымской прессе началась кампания против семьи Джемилевых. Так, лояльная к главе правительства Крыма Василию Джарты газета «Крымский телеграф» опубликовала разгромный материал о якобы незаконном строительстве кафетерия на территории Ханского Дворца. Хозяин кафе – Хайсер Джемилев, сын лидера меджлиса. Заодно «Крымский телеграф» рассказал о собственности знаменитой семьи.

Назначение руководителем Бахчисарайской администрации члена меджлиса Ильми Умерова можно было бы считать уступкой президента. Но за Ильми Умерова заступался не только меджлис, но и другие влиятельные в Бахчисарае люди. Например, директор Ханского Дворца Евгений Петров, ветеранские организации, члены Русской общины Крыма, мэр Бахчисарая и коммунист (!) Дмитрий Кретов, а также депутаты районного совета от Партии регионов и Компартии. Так что хвастать назначением Ильми Умерова на пост главы Бахчисарайского района мог бы, например, Петр Симоненко, точнее, его крымский товарищ Леонид Грач.

Мустафа Джемилев еще лелеет надежду на встречу с президентом. Он хочет предложить Виктору Януковичу изменения в избирательный закон, по которому крымские татары получали бы фиксированное количество мест в советах разных уровней (такой действует в Румынии). Но пока что вынужден признавать, что меджлис «ни в коем случае» не находится в оппозиции к президенту. Себе дороже.

Ремзи Ильясов – председатель постоянной комиссии Верховного Совета АР Крым по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, председатель фракции «Рух–Курултай», заместитель главы меджлиса

Ильми Умеров – руководитель Бахчисарайской районной администрации, член меджлиса

Февзи Якубов – ректор Крымского инженерно-педагогического университета

Мустафа Маушев – руководитель общественной организации «Авдет» («Возвращение»), которая в основном занимается земельными вопросами и вопросами возрождения ислама

Даниял Аметов – советник председателя организации «Авдет», которого в прессе называют «Король самозахватов»

Абдуселям Селяметов – представитель в Крыму радикальной исламской партии «Хизб ут-Тахрир», которую обвиняли в экстремизме.

Руслан Рамазанов – руководитель религиозной общины «Давет», близкой к движению «Хизб-ут-Тахрир»

Васви Абдураимов – председатель совета партии «Милли Фирка», которая славится своими пророссийскими заявлениями

Тимур Дагджи – член политсовета «Милли Фирка», ветеран движения крымских татар, был осужден советским судом на три года за участие в национальном движении, но через год освобожден, вступил в ряды КПСС и был редактором газеты «Ленин байрагъы» (Ташкент)

Хубедин Куртбединов – председатель президиума Координационного совета общественно-политических сил крымско-татарского народа (альтернативная меджлису организация)

Садык Берберов – руководитель Крымской региональной организации «Партии мусульман Украины», которая поддерживала кандидата в президенты Виктора Януковича

Источники: рейтинг крымско-татарской организации «Авдет», журнал «Национальная безопасность и оборона» №5 за 2009 г. Центра им. Разумкова.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram