Акватория Балтийского моря у берегов Финляндии представляет собой огромное поле для исследователей в области подводной археологии: финские историки подсчитали, что количество кораблей разных эпох, затонувших в этой зоне, исчисляется сотнями.
"Всего в этих местах может быть несколько сотен погибших кораблей от XVI до XX века, торговых и боевых", - рассказал в интервью исследователь Кеннет Густавссон из музейного ведомства Аландских островов.
В старые времена именно здесь пролегал основной путь, который выбирали капитаны парусных судов, шедших из европейских портов к финским берегам - такая дорога, хоть и более длинная, казалась морякам более безопасной. История мореплавания в этом районе насчитывает много веков, и в местном музее можно увидеть множество экспонатов, рассказывающих об этом, в том числе старинный пиратский флаг.
"Тем не менее, пиратов в этих местах не было, - уточнил К.Густавссон. - Изредка, в XVI веке, здесь появлялись датские пираты, однако это были весьма эпизодические визиты и какой-то постоянной серьезной угрозы мореплаванию они не представляли". Главной причиной гибели кораблей в этой части Балтики были штормы.
Затонувшие корабли ХХ века - советские подводные лодки, действовавшие здесь в годы "зимней войны" /война между СССР и Финляндией 1939-40 гг/ и Великой Отечественной войны. По словам К.Густавссона, большая часть этих боевых кораблей погибла здесь в ходе боевых заданий в 1942 году.
"По данным финских военных архивов, в 1942 году в районе Аландских островов погибли три советских подводных лодки, - рассказал он. - Две из них к настоящему времени найдены водолазами в шведских территориальных водах, в 1998 году была найдена лодка С-7, в 2007-м - лодка Щ-305, пока не обнаружена лодка Щ-320". Немецких подводных лодок того же периода в Аландском архипелаге нет. "Во время Второй мировой войны они не использовались на этой территории, - отметил К.Густавссон. - Известно, что в 1944 году, после заключения 19 сентября договора о перемирии между Финляндией и СССР, немцы собирались атаковать Аланды, однако отказались от этих планов".
Объектом наибольшего внимания как местных жителей, так и международных СМИ, остаются два корабля, найденные на морском дне в Аландском архипелаге в последние несколько лет - это парусник, предположительно шедший из Нассау в один из западных портов Финляндии с грузом предметов роскоши, в том числе с большой партией шампанского, сейчас считающегося старейшим в мире, второй - советская подлодка С-2, подорвавшаяся в январе 1940 года на мине. "Поиски места гибели лодки я вел с 1998 года, работая в архивах Хельсинки, Стокгольма и Санкт-Петербурга, - сообщил К.Густавссон. - В результате проделанных исследований мне удалось получить полную картину всего, что произошло, и было очень важно, что по указанным мною координатам водолазы летом 2009 года действительно обнаружили лодку именно в этом месте". Неподалеку от С-2 исследователи нашли обломки двух более старых кораблей - парусников ХIХ века: один затонул в 1811 году, второй - немного позднее.
Погибшие корабли разных эпох привлекают в эти места дайверов, однако в квадрате, где находятся обломки С-2, исследования теперь будут проводиться только по специальному разрешению. Недавно здесь проведены работы по разминированию лодки, по завершении которых в командование Оборонительных сил Финляндии направлено предложение объявить это место зоной, запретной для дайвинга, рыболовства и плавания. По линии внешнеполитических ведомств России и Финляндии уже несколько лет решается вопрос о придании этому месту статуса официального воинского захоронения.