Сделка, анонсированная несколько лет назад, теперь тормозится из-за того, что Россия требует больше акций, чем изначально планировалось. Киргизия, в свою очередь, требует за дополнительные акции отдельную плату.
По сведениям газеты, Россия теперь рассчитывает получить долю в 75 процентов (а не 48 процентов, как планировалось ранее). Источник в правительстве РФ пояснил, что завод за последние годы обесценился из-за износа оборудования. Кроме того, как отмечает издание, российская сторона заинтересована в том, чтобы получить контроль над заводом, не оставляя миноритариям блокпакет (в 25 процентов плюс одна акция). За 48 процентов акций Москва, как сообщается, теперь готова списать меньшую сумму долга.
Предприятие "Дастан", по информации издания, производит торпеды "Шквал", а также компоненты торпедного вооружения, закупаемые Россией и Индией. Основную часть акций завода, как отмечает издание, контролирует киргизское государство (около 80 процентов), остальное — частные структуры.
Схема, по которой Киргизия соглашалась передать российской стороне 48 процентов акций завода (в обмен на списание 180 миллионов долларов долга перед Россией), была согласована в 2009 году. Республикой тогда еще руководил Курманбек Бакиев. Однако акции, основную часть которых, как считалось, контролировал сын тогдашнего президента, России так и не были переданы.
После апрельского переворота 2010 года, в результате которого Бакиев был свергнут, новые власти Киргизии заявили о готовности выполнить обязательства по "Дастану". Однако процесс передачи активов затянулся. В прессе появилась информация, что часть акций может быть продана турецкому инвестору (в руководстве Киргизии отмечали, что "к данному объекту проявляют интерес многие страны"). Циркулировали также слухи о том, что с предприятия выводились крупные суммы для финансирования предвыборной кампании одной из правящих партий республики.
В 2011 году Мингосимущество Киргизии направило в Росимущество акты о передаче 48 процентов акций. Однако сделка так и не была завершена.
Киргизский президент Алмаз Атамбаев, сменивший Бакиева, утверждает, что российская сторона сама отказалась принимать эти активы.
При этом Атамбаев утверждает, что Киргизия по-прежнему готова передать акции России, но по старой схеме. По его словам, передача доли в 75 процентов возможна, однако в том случае, если российская сторона оплатит дополнительную часть (27 процентов) "по реальной цене".