Имеет ли право человек на добровольный уход из жизни? Да, имеет. Только всезнающий и никогда не всерьез не страдавший Ульянов-Ленин убеждал своих современников в том, что психически здоровый человек не может совершить самоубийство... Имела ли право Надежда Савченко поверить всем нам, искренне желающим ей свободы и благополучия людям, призывавшим её прекратить голодовку протеста? Разумеется. И она поверила. Отчетливо понимаю её состояние, поскольку сам в молодые свои диссидентские годы был на грани смерти в результате голодовки.
Поверьте, инстинкты и желания не угасают, очень-очень хочется жить, видеть небо, общаться с друзьями. Я - испугался, прекратил голодовку, шел её, голодовки протеста, 114 день, и я явственно почувствовал: скоро умру. Я весил тогда 42 килограмма.
Позволю себе такое. Надежде Савченко хуже, нежели было мне. Я был одинок со своим протестом, цивилизованный мир тогда ничего не знал о моей ситуации, меня не посещали адвокаты, омбудсмены (слово какое-то не советское). Мне не на что было надеяться. Надежду Савченко постоянно дразнят жизнью. Надеждой на победу, её личную победу. Коронованные особы, президенты, премьер-министры, члены парламентов, всемирно известные культурные деятели передают ей свои слова поддержки в её узилище. Тысячи людей молятся за нее, прося Всевышнего о милости к ней. Поверьте, в тюрьме КГБ-ФСБ трудно быть атеистом. И Надежда Савченко, совсем не ритуальная христианка, верует и верит. Нам верит.
Но, к сожалению, человек, распоряжающийся жизнью Надежды Савченко и тысяч других наших сограждан, тропинку к Всевышнему не знает. Ибо - не верит в Его существование. У язычника, поклоняющегося священному дереву или камню, вера присутствует. Примитивная, лишенная нравственного начала, сугубо языческая. У вседержителя России веры нет. Как и жалости к отдельной человеческой жизни. Его "русский мир" не знает интеллектуального восторга древнего римского ротора Сенеки Л. Аннея и мудрости сомнений великого Петрарки. Ему ближе и по сердцу и по уму монах Филофей, отец доктрины "Москва - третий Рим".
Надежда Савченко поверила в призывы добрых, сердечных людей, просивших её прекратить голодовку. Она надеялась... как оказалось, напрасно. Мы постепенно забываем о ней. Мы уже простили себе, что уже фактически лишили её единственного оружия. Мы ведь очень добрые, нам очень не нравится наблюдать мучения ближнего. Именно поэтому мы просили совершенно чужого нам человека, исключительно из человеколюбия, разумеется: "Госпожа Савченко! Прекратите голодовку!" Сейчас, когда она голодовку протеста фактически прекратила, мы сладко едим, сладко спим, сладко зачинаем детей. Мы ведь добились своего...
Только очень близкие люди имеют право давать советы в такой ситуации. Только они имеют право просить: "Надя, прекрати голодовку!" Мы - не имеем такого права. Это не рассуждения о предмете "моральная философия". Сочувствую Надежде, мы ведь добились своего. Мы помогли выбить из её рук единственное её оружие.
Понимаю, многие политики (и не только в Украине) ожидали смерти Надежды Савченко. Они хотели использовать её как еще один аргумент против вседержителя России. Не о них, бессердечных, речь. Я лишь хочу напомнить: на наших глазах продолжается трагедия противостояния Человека и Дьявола. И мы в ней не наблюдателя, мы - участники. Мы несем ответственность за судьбу Надежды Савченко. Особенно те из нас, кто безответственно, необдуманно публично просил её прекратить голодовку протеста. Не уверен, что в поединке Дьявола и Человека сможет победить добро. Но мы обязаны помнить: мы не безучастные наблюдатели, мы участники событий