Журналистам удалось связаться с одним из них - 59-летним одесситом Александром Шадровым. Он рассказал газете "Сегодня" о "сотрудничестве" украинцев с режимом Каддафи, обычаях повстанцев и помощи украинских медсестер.
По словам Шадрова, украинцы фактически оказались в плену задолго до того, как их захватили повстанцы.
"Когда в Ливии началась война, нас насильно "мобилизовали" военные Каддафи. Они заставляли нас ремонтировать их системы ПВО, угрожая расправой не только над нами, но и над нашими семьями на родине. Мол, у них есть на всех полное досье. Но толком начать ремонт техники мы не успели, нас захватили повстанцы", - рассказал Шадров.
Наемников среди пленников никогда не было, уверяет одессит. Его коллеги - инженеры, техники, повара и водители - поехали в Ливию на заработки для обслуживания нефтяных скважин.
Большинству заложников - за пятьдесят. По словам Шадрова, ливийцы захватывали украинцев в "голливудском" стиле - под дулами автоматов затолкали в несколько авто и перевезли в другой район. Некоторым досталось прикладами автоматов.
"Особенно избили моего сына Максима, он попытался вступиться за меня. Его избили прикладом автомата по голове. После ареста нас допрашивали несколько дней, пытаясь выбить признание, что мы были "немниками" у Каддафи, снова угрожали расправиться с семьями", - рассказывает Шадров.
Затем повстанцы отобрали у украинцев личные вещи, деньги и мобильные (свой Шадрову удалось спрятать). Пленных на допросах пугали трескотней автоматных очередей за окном, утверждая, что расстреливают украинцев, которые "уже признались в работе на Каддафи". Могли даже сымитировать расстрел прямо на допросе, пустив пулю над головой пленника.
Под давлением Александру Шадрову пришлось написать признание, что его "заставили ремонтировать технику для армии Каддафи". Скоро, видимо, осознав, что украинские пожилые технари совсем не похожи на "снайперов", повстанцы оставили их в покое.
Сейчас пленники живут все вместе на территории огороженного лагеря с несколькими коттеджами. Кормят их довольно прилично. На завтрак - хлеб, сыр и молоко, на обед - рис с мясом или макароны "по-флотски", а на ужин местная каша "кус-кус" или вареные бобы. Пленным разрешено прогуливаться по территории лагеря, однако за ворота выходить запрещено. На территории есть турники и спортивные снаряды, также украинцы смотрят телевизор, который, им принесли сами ливийцы. Главная тема - Юлия Тимошенко.
"Иногда приходит к нам сотрудник украинского посольства. Но вместо того, чтобы поддержать, нагоняет негатив. Рассказывает, что нас могут перевести в более худшие условия. А о том, как идут переговоры, - молчит", - говорит Шадров.
Между тем, похоже, что и сами ливийцы уже не знают, что делать с пленными. "Начальник нашей охраны то радует нас, мол, скоро отпустят, то снова разводит руками", - признался пленный. По словам Шадрова, многим пленным требуется медицинская помощь. Пока с этим справляются украинские медсестры, которым повстанцы разрешили посещать земляков.
В МИД признают, что пока сдвигов в освобождении задержанных украинсцев в Ливии нет.
"Сложность в том, что в стране нет единого лидера. Наши дипломаты ведут переговоры с теми лидерами, которые контролируют регион, где держат наших граждан. И пытаются выйти на тех, кто стоит рангом выше в переходном правительстве. Но раскрывать ход переговоров мы не можем в интересах самих же украинцев", - отметил заместитель директора департамента информационной политики Сергей Саенко.