ГоловнаСуспільствоЖиття

По морю – в местные советы

Севастополь в Крыму – белая ворона. Он подчиняется напрямую Киеву, не выбирает мэра и получает «откат» из госбюджета за базирование флота России. Но этим летом власти Севастополя вдруг забыли о геополитике и занялись расчисткой путей к морю. Не без корысти.

По морю – в местные советы

Забор развлекательного комплекса Summer Time простоял на городском пляже «Учкуевка» в Севастополе два года, прежде чем чиновники его заметили. 13 июня городские власти вдруг озаботились наличием забора посреди песчаного побережья. На этом не остановились. 17 июня стало известно, что власти сняли с петель ворота на дороге к дикому пляжу в районе бухты Омега.

Наконец, власти обратили внимание и на южное побережье Большого Севастополя – мыс Фиолент. Там нет городских пляжей – только дикие, и дороги к морю ведут через дачные кооперативы. Зачастую заборы особняков вырастают прямо на пути к пляжу. В плане кооператива может значится дорога к морю, а в реальности – забор с тяжелыми кованными воротами. Прежде на все жалобы горожан прокуратура отвечала отписками. А 22 июня к дачникам вдруг приехали целый и.о. главы районной администрации с сотрудниками МЧС. Вердикт: забор будут сносить, так как он нарушает правила… противопожарной безопасности.

Местные жители так вошли во вкус, что теперь требуют открыть вход на дикий пляж заповедника «Херсонес Таврический». Пока администрация заповедника предлагает желающим годовой абонемент за 500 грн. Несогласные с таким предложением лазят на пляж через забор, бесплатно.

Все фото: Макс Левин

На бумаге

На самом деле в Севастополе запрещено огораживать побережье еще с 2008 года. Тогда городской совет решил составить перечень всех существующих незаконных преград и добиться их сноса. Кроме того, депутаты обязались не выдавать разрешения на застройку земли, если там не предусмотрен свободный проход граждан к морю.

«Все впустую. Два года решение городского совета никто не выполнял, а теперь перед выборами взялись», - жалуется депутат Севастопольского городского совета Александр Семин, по инициативе которого было принято решение о доступе к морю.

Сейчас в Крыму в основном действуют две схемы возведения незаконных заборов у моря. Схема №1 – банальный самозахват, когда арендатор или владелец земли незаконно продлевает свои владения до самой кромки моря. Справиться с такими нарушителями может даже милиция, ведь никаких документов захватчики предоставить не могут. Схема №2 построена на так называемом «берегоукреплении». Формально прибрежная полоса считается комплексом берегоукрепительных сооружений. Частная компания может получить разрешение на строительство берегоукрепительных сооружений (бун, волнорезов, насыпей) с помещениями. В итоге крымские берега крепко укрепляются многоэтажными гостиницами с собственными пляжами. Самозахватом занимаются в основном частные лица и небольшие компании. «Берегоукреплением» – крупные инвесторы.

Кому выгода

Для жителей Севастополя доступ к морю – больная тема. Весь город изрезан глубокими бухтами, а бесплатных городских пляжей всего шесть. Не удивительно, что активность власти в этом направлении встречает горячее одобрение местных жителей.

Настораживает, что сносить заборы чиновники принялись как-то вдруг, спустя два года после принятия соответствующего решения. Да еще и так театрально, с приглашением на место сноса журналистов города, с грозными пафосными речами.

Все становится на свои места, если вспомнить о приближающихся местных выборах. Чиновники представляют одну и ту же партию – Партию регионов. Ее популярность в городе резко упала из-за роста тарифов на коммунальные услуги в мае и подорожания проезда в общественном транспорте в начале июня. Надо было делать что-то хорошее, вызывающее симпатию горожан.

Жалко только, что это хорошее власти делают только при виде телекамер. В то же время еще 15 апреля горсовет согласился создать СП между коммунальным предприятием «Севастополь-Инвест» и фирмой «Югинвестстрой». СП будет… укреплять берег на мысе Сарыч. Естественно, предусмотрено строительство «помещений для отдыха». В семь этажей. Всего застройщики получат 0,75 га сладкой крымской земли.

Речь идет о самой южной точке Украины, расположенная между Ласпинской бухтой и поселком Форос. Мыс занят реликтовым можжевеловым редколесьем и другими растениями из Красной книги, а 80 га моря между Сарычем и Ласпи в 1972 году были объявлены гидрологическим памятником природы.

Автономные от моря

Для Автономной республики Крым (т.е. без Севастополя) актуален вопрос не столько доступа к морю, сколько именно бесплатного доступа. В прошлом году журналисты «Левого берега» отыскали пляж в Ялте за 80 грн., хотя в среднем плата за морской отдых на Южном берегу колебалась от 5 до 50 грн. Совет министров Крыма просит отдыхающих звонить на «горячую линию» по вопросам свободного доступа к морю: (0652) 544-668; 544-633; 544-606.

В Крыму действует 36 бесплатных общественных пляжей – унизительно мало для огромного полуострова. Для сравнения, в ведении санаториев и прочих организаций действует целых 367 пляжей. И если на общественные пляжи почти всегда пускают бесплатно, то попасть на территорию санатория бывает непросто.

Последний пример – ситуация в пгт Гаспра (Большая Ялта). Как пишет «Летняя столица», санаторий «Украина» сначала обещал открыть свободный доступ к морю для местных жителей. А затем потребовал от них предоставить справку об эпидемиологическом окружении, справку о прививках, флюорографию, паспорт и его ксерокопию, а также цветную фотографию. Иначе необходимо заплатить 20 гривен.

Новому главе Совета министров Крыма Василию Джарты пока трудно разобраться со всей этой пляжной историей. Он человек для Крыма новый и пока только разбирается в ситуации. Судя по тому, что инвентаризация общественных пляжей только началась, в этом сезоне туристов будут ждать проблемы со свободным доступом к морю.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram