ГоловнаПолітика

Что с заседаниями правительства?

Не знаю, как у вас, уважаемый читатель, а на меня так называемые официальные репортажи с не менее официальных мероприятий типа Совета национальной безопасности, Совета регионов при Президенте Украины или заседания Кабинета Министров Украины, в большинстве случаев нагоняют скуку

Заседание правительства
Фото: www.kmu.gov.ua
Заседание правительства

Во-первых, действительно, это не кинематографический "экшн", погонь и перестрелок нет. Во-вторых, вопросы зачастую рассматриваются рутинные, и, чтобы понять логику их прохождения, нужно наблюдать проблемы, что называется в развитии.

Тем не менее, и это нужно. И сделать это имеет смысл именно в варианте печатного текста. Хронометраж телевизионного сюжета, увы, не позволит этого сделать никогда.

Власть – это живой, развивающийся организм, и это вполне можно понять на примере заседания Кабмина 24 апреля 2013 года. Основываясь на личном опыте и понимании, я попытаюсь на этом примере рассказать – не официальным языком, канцеляритом, что на самом деле происходит внутри официального заседания.

Чем примечательно было это заседание Кабмина?

Оно было первым после неудачной попытки оппозиции отправить правительство в отставку. 19 апреля 2013 года Верховная Рада отказалась поддержать выражение недоверия правительству во главе с премьером Николаев Азаровым – за такое решение проголосовало лишь 190 депутатов при 226 минимально необходимых. Поддержали проект постановления 88 депутатов от "Батькивщины", 35 - от УДАРа, 36 - от "Свободы", 21 - от КПУ и 10 внефракционных.

Надо сказать, что угроза в 190 голосов за отставку правительства – в значительной степени ложная. Другие украинские правительства проживали свое время и при большем количестве голосов «против», и ничего.

Но неудавшаяся отставка объясняет начало заседания Кабинета министров. Неизвестно, чего больше было в словах премьер-министра Николая Азарова – остатков раздражения на оппозицию или удовлетворения от того, что у нее ничего не получилось. Прямая речь: "стратегия оппозиции "чем хуже, тем лучше" провалилась. Вместо этого правительство получило мандат доверия к курсу, который проводит. Таким образом, это позитивная оценка нашей социально-экономической политики со стороны конструктивного большинства и украинского общества».

Из другого важного, что сказал Николай Азаров: «упрекать правительство в том, что на внешних рынках сбыта произошло падение – непрофессионально». Он назвал "деструктивной дезинформацией общества" заявления оппозиции то, что правительство сначала накапливало валютные резервы, а потом тратило их на добросовестную оплату долгов предыдущих лет и уникально дорогого газа.

Азаров также заявил, что "не смотря на давление, правительство осуществило пенсионную реформу в самом мягком среди всех европейских стран варианте". По-моему, это правда.

Опять-таки, важно осознавать все, что рассматривало правительство – так становится понятным логика его действий.

Что выносили на Кабмин 24 апреля и что попало в прессу?

Заявление Николая Азарова о том, что «подготовку к зиме, к новому отопительному сезону надо начинать уже сейчас».

Дискуссия о том, что правительство взялось за модернизацию городов. Это был один из вопросов, где Николай Азаров дал поручение вице-премьеру Александру Вилкулу разработать "дорожную карту" модернизации городов. Естественно, чувствовалось, что власть извлекает уроки из тяжелой зимы. Это следует со слов Азарова: «необходимо создавать структуры управления и обслуживания ЖКХ, вооружать их новейшей техникой, в первую очередь – уборочной. Этого не сделать всего за один сезон. Но у нас на руках должен быть "дорожная карта" модернизации городского и жилищно-коммунального хозяйства, согласованная с энергетиками, дорожниками, строителями, водным хозяйством и местными властями. Эту работу я поручил вице-премьер-министру Вилкулу, который хорошо владеет проблемой". В связи с этим сайт Кабмина сообщил, что Вилкул предложил создать новую систему гражданской защиты населения, обновить материально-техническую базу Госслужбы по чрезвычайным ситуациям.

Кроме этого, Кабмин рассмотрел законопроект, который предусматривает усиление роли департаментов аппаратов министерств. Этот проект закона было разработано Минюстом в связи с проведенной админреформой, а именно резким сокращением количества должностей заместителей министров.

Что выносили на Кабмин 24 апреля и что в прессу не попало?

Не все, что происходит на заседаниях правительства, попадает на экраны телевизоров
Фото: Макс Левин
Не все, что происходит на заседаниях правительства, попадает на экраны телевизоров

Среди этого «не попавшего» - тоже немало важного. В первую очередь – сама дискуссия на заседании Кабмина. Уровень ее накала, которую трудно передать печатными строчками. Но попробуем, по крайней мере, рассказать почему рассматриваемое было важным.

Например, рассматривался вопрос «Про стан виконання завдань і заходів Національного плану дій на 2013 рік щодо впровадження Програми економічних реформ на 2010—2014 роки „Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава” за напрямом „Реформа соціальної сфери”.

Национальный план действий на 2013 год утвержден соответствующим Указом Президента Виктора Януковича. Каждый, кто прочитает этот документ, не может не обратить внимания на то, что по ряду позиций уже допущено отставание. В данном случае Наталия Королевская докладывала как раз об этом. Кроме этого, она изложила ситуацию в стране по детским домам семейного типа, критиковала ситуацию, при которой в Украине детьми-сиротами занимаются несколько ведомств и предлагала передать все полномочия министерству социальной политики. В данном случае работа Королевской «смыкается» с деятельностью Юрия Павленко, уполномоченного Президента Украины по правам ребенка.

Еще один важнейший вопрос - выполнение самой правительственной программы. Она, напомню, называется «Державна програма активізації розвитку економіки на 2013-2014 роки». Докладывал Владимир Козак, министр инфраструктуры. Конечно, это были, в основном, отраслевые вопросы, но широкому читателю, вне всякого сомнения, интересно то, что обсуждалось относительно сферы авиатранспорта.

Например, Козак доложил, что реконструкция аэропортов «Жуляны», «Луганск», «Одесса», «Днепропетровск» возможна только за счет государственного бюджета. «Вопрос финансирования не решен» - констатируется в решении Кабмина. Но важно и то, какая дискуссия состоялась. Говорилось о том, что терминалы аэропортов строятся за деньги частных инвесторов, а полосы планируется финансировать за счет государственных средств. Аргументы при этом приводились такие: обновленные аэропорты со сроком службы не менее 30 лет сразу повышают логистический потенциал каждого региона, что в итоге принесет выгоду всему государству.

Вице-премьер Александр Вилкул рассказал о европейском опыте по взиманию налога с каждого «пистолета» на автозаправке. Деньги, получаемые от этого сбора, идут прямиком в местные бюджеты, целевым образом расходуется только на поддержание дорожной инфраструктуры. Чего при этом достигают? Условий, при которых каждый регион борется за развитие собственной транзитной инфраструктуры и пытается повысить инвестиционную и туристическую привлекательность.

Вилкул пошутил: он рассказывает о европейском опыте, но оппозиция сразу же объявит это попыткой ввести новый налог. Николай Азаров шутке соответствовал: по его словам, «в любом случае все будут валить на премьер-министра».

Еще одна важная тема. Министр иностранных дел Леонид Кожара докладывал вопрос «Про Річну національну програму співробітництва «Україна-НАТО». Кабмин постановил «ежегодно разрабатывать проект Годовой национальной программы сотрудничества Украина – НАТО, предусматривая в ней среднесрочные цели на 2-3 года».

Произошла достаточно оживленное обсуждение объектов, которые будут возводиться для проведения финальной части чемпионата «Евробаскет-2015». По поводу спортивных арен и тренировочных комплексов, которые полностью будут профинансированы за счёт частных инвесторов в рамках государственно-частного партнёрства, особых разногласий не было. Основная дискуссия развернулась по поводу взлётно-посадочных полос в аэропортах Одессы и Днепропетровска, которые планируется финансировать за счёт. У премьера возник вопрос, относительно финансирования этих объектов. В ответ Александр Вилкул рассказал, что терминалы аэропортов строятся за деньги частных инвесторов, а полосы планируется финансировать за счёт государственных средств. Так как обновлённые ВПП, со сроком службы не менее 30 лет сразу повышают логистический потенциал целого региона, что в итоге принесёт несоизмеримую выгоду государству. А Одесская и Днепропетровская области имеют огромный потенциал для развития, и указанные инфраструктурные проекты именно в этих областях наиболее выгодны для государства. По поводу стоимости таких объектов вице премьер-министр указал на то, что проекты ещё не утверждены и о стоимости говорить пока рано.

Елена Лукаш, министр Кабинета Министров, «государево око» Президента Украины в правительстве, докладывала кадровые вопросы. Что там было конкретно, мне получить информацию не удалось, но формулировка решения была такова: «принято с дальнейшей обработкой».

Как видим, немало в заседаниях Кабмина тактического – вроде вопросов ушедшей, и еще не наступившей зимы. Затрагивают и стратегические вещи, государственные программы. Но важнее то, что заседания Кабмина перестают быть протокольными мероприятиями со всеобщим «одобрямс». Возникает оживленная дискуссия, высказываются зачастую противоположные точки зрения, идет активное изучение и анализ успешного опыта.

Все это создаёт благоприятную среду для принятия действительно жизнеспособных решений и программ, которые приближены к реальному состоянию дел. А мы будем надеяться, что «канцелярские» репортажи о заседаниях правительства останутся в прошлом.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram