ГоловнаПолітика

Юлия Тимошенко собралась за океан. Чем встретят ее США?

Юлия Тимошенко собралась в США, говорят знающие люди. Сразу после местных выборов. Ее главному специалисту по международным делам Григорию Немыре поставлена задача организовать встречи, публичные выступления перед политологами, конференции для прессы.

Юлия Тимошенко собралась за океан. Чем встретят ее США?

Понятно, что основные месседжи Тимошенко для США уже разработаны: «угроза демократии и свободе слова в Украине», «антиамериканская линия новой власти», «возврат Украины в сферу влияния России». Специально для украинской диаспоры – «действующая власть – угроза независимости Украины», вечные темы типа ОУН-УПА, Голодомор.

Тимошенко работает в Штатах если не системно, то давно. Последний раз посещала Вашингтон в марте 2007-го. В опубликованном Министерством юстиции США отчете о деятельности «агентов иностранных государств» (так официально называются нанятые негражданами США лоббисты) сказано, что Тимошенко заплатила за организацию визита компании «TD International» $546,6 тыс. Еще $125 тыс. получила «Dezenhall Resources» за то, что она проводила в Америке кампанию по связям с общественностью. «The Glover Park Group» досталось $32 тыс. «за помощь в налаживании контактов с американскими бизнесменами и представителями власти».

Говорят, кроме Немыри Тимошенко помогает в организации поездки ее советник, Кеннет Мерфи. Этот многолетний сотрудник Джорджа Сороса играет роль посредника между ним, Тимошенко и Немырей, он устраивал им встречи. Некоторые сотрудники Секретариата прежнего главы государства задавали по поводу Мерфи следующие вопросы. На каком основании он присутствовал на переговорах, которые вела Тимошенко в Париже в марте 2007-го, в Брюсселе в феврале 2008-го и в Токио в марте 2009-го? Получил ли допуск к государственной тайне и если получил, то кто и на каком основании его выдал? Поскольку Мерфи мог иметь доступ к конфиденциальной информации, влияющей на котировку государственных облигаций Украины, а Сорос всю жизнь занимается спекуляциями на ценных бумагах, заработав на этом целое состояние, то нельзя ли допустить, что в этом и заключается реальное значение Мерфи?

Кеннет Мерфи. Фото: pravda.com.ua

Сейчас именно Кеннету Мерфи якобы поручено устроить встречу Тимошенко с Джоном МакКейном, конкурентом Барака Обамы на прошлых президентских выборах. Известно, что Тимошенко общалась с МакКейном по телефону 1 октября. Понятно, что в реализации своей стратегии внешнеполитической изоляции действующей власти Тимошенко хотела бы создать единый фронт с участием не только Европейской народной партии. Понятно и то, что персона МакКейна, ветерана Вьетнама, ей подходит. Как и то, что возглавляемый МакКейном специализирующийся на проблемах мировой демократии Международный республиканский институт, у которого есть представительство в Киеве, может занимать выгодную для Тимошенко позицию.

Но ситуация с нынешним визитом кардинально отличается от той, в 2007 году. Несмотря на то, что и тогда, и сейчас Тимошенко находится в оппозиции.

Во-первых, Штаты в условиях «перезагрузки» своих отношений с Россией не склонны верить на слово в антиамериканскую линию новой власти. Скорее поверят в пророссийскую и проамериканскую одновременно. Особенно – после решения о передачи США украинских запасов обогащенного урана.

Во-вторых, там уже хорошо знают, что заявления о тотальной цензуре и угрозах свободе прессы высказываются в том числе и в четырех многочасовых еженедельных эфирах на четырех общенациональных каналах. Многих в США это забавляет.

В-третьих, от Тимошенко никто не дождался экономических реформ, и все эксперты помнят как ее заявление от 22 февраля 2005 года о реприватизации трех тысяч предприятий, так и раздачу «Юлиной тысячи» денег из Сбербанка. А Стивен Пайфер, бывший посол США в Украине, выражающий мнение вашингтонской элиты, говорит в «Радио Свобода» 14 октября то, что его никто не заставлял произносить: «Должен отдать должное Януковичу и украинскому правительству за очень тяжелое и сложное решение – повышение цен на газ. Это решение для некоторых будет проблематичным, но если Украина хочет навести порядок в своем газовом секторе и сделать его экономически устойчивым, не съедать миллиарды долларов субсидий, этот шаг является необходимым. Это болезненный шаг, но он является правильным, он является политически непопулярным, но если Украина хочет навести порядок в своем доме, он ей очень нужен».

США вынуждены считаться с тем, что к лидеру крупнейшей украинской оппозиционной силы, за которую проголосовали свыше 40% избирателей одновременно, есть вопросы у их же правосудия. Кроме доступа к материалам аудита американской кампании «Trout Cacheris», распиареных 15 октября «Wall Street Journal», свое веское слово в отношении правдивости расследованных фактов скажут Дэвид Шеппард и Брент Смит, сотрудники офиса Федерального бюро расследований в посольстве США в Киеве. Тимошенко надо держаться подальше от города Портленд в штате Орегон, в федеральном суде которого, в рамках закона «Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act», рассматривается иск «Trout Cacheris» и «Akin Gump Strauss Hauer and Feld» к компании «Olden Group, LLC», закупавшей «очень нужные препараты» для несуществующей эпидемии гриппа. Могут заслушать, в каком статусе – свидетеля, наверное, на этом этапе.

Конечно, Тимошенко выслушают эксперты, журналисты и политологи. У них такая работа – всех слушать.

Конечно, встретится с Тимошенко и украинская диаспора. Ситуация у последней двоякая. С одной стороны, та позиционирует себя как защитница истинных национальных интересов Украины. С другой – аудит дает представление о ее реальных интересах. Впрочем, не раз убеждался, что в среде диаспоры всегда происходит, говоря медицинским языком, «вытеснение»: защита памяти Степана Бандеры важнее информации о сфальсифицированной эпидемии гриппа. И разве не обокрали все эти сомнительные сделки родственников диаспоры в Украине?

Я не удивлюсь, если с Тимошенко решит не встречаться Джоном МакКейн. Он может доверять репутации «Trout Cacheris»: Плато Качерис, собственник этой фирмы, в 2000-м работал в избирательной кампании МакКейна. С другой стороны, «дедушка старый, ему все равно»: особого «светлого политического будущего» у МакКейна нет. В Штатах не принято, чтобы претендент, проигравший президентские выборы, выставлял свою кандидатуру повторно.

Но вряд ли с Тимошенко будут встречаться первые лица США. В этом случае репутационный ущерб гораздо выше. Хотя переговоры о возможности ее встреч на уровне вице-президента США и госсекретаря идут. Но будет особенно неудобно, если расследование установит, что деньги американских налогоплательщиков, перечисленные МВФ в Украину и предназначавшиеся для рекапитализации банков, ушли в оффшоры.

Конечно, в Вашингтоне многие помнят слова президента Франклина Делано Рузвельта «Конечно, он сукин сын, но это наш сукин сын!» Но для кого является Тимошенко «своей»?

Для Штатов, когда в Вашингтоне в 2007 году она обещала вступление Украины в НАТО? Или для России, которой гарантировала обратное? Для народа Украины, которому в 2004-м обещала на Майдане честную некоррумпированную власть?Тимошенко всегда на своей стороне.

LB.ua в соцмережах: