ГоловнаПолітика

Геленджик. Картинки, аналитика

Курортный город на российском берегу Черного моря. В понедельник Геленджик принимал российско-украинский межрегиональный экономический форум.

Геленджик. Картинки, аналитика
Фото: www.kremlin.ru

Из тюркского пришло это «Геленджик», "белая невеста". «Белая» из-за цвета кожи объекта турецкой работорговли конца XV века; «невеста» - явный эвфемизм. В России – с 1829-го года, после российско-турецких войн, по Андрианопольскому договору. Город Михаила Лермонтова, тот, говорят, отдыхал по пути из лейб-гвардии в Нижегородский драгунский полк; и, стопроцентно, его Печорина из «Героя нашего времени». Лермонтовский бульвар - визитная карточка города, 12-километровая набережная. Город Григория Милляра, самой симпатичной Бабы Яги советского кино. Город Леонида Брежнева, в апреле 1943-го отправившегося отсюда за 23 километра, в Цемесскую бухту под Новороссийском, на сейнере "Рица" (цитата из «любимой» в университете «Малой земли» - «старая посудина, навсегда пропахшая рыбой, ободраны борта и планширь, изрешечена шрамами от осколков и пуль палуба»). Город ежегодного гидроавиашоу - Геленджикская бухта становится взлетно-посадочной полосой; выступают пилоты элитных групп ВВС «Стрижи» и «Русские витязи». В этом году шоу отменили из-за сильного ветра. Как и во всей России, в этом году под Геленджиком горело; самый крупный пожар был 10 сентября.

Краткая история вопроса

Предыдущий украино-российский бизнес-форум - 18 мая, в Киеве, в отеле "Хаятт". Первое, после двухлетнего перерыва, заседание межгосударственной комиссии, где заключили соглашение о демаркации украинско-российской границы. Одни из первых украино-российских консультаций после «холодного мира», включавшего публичный отказ Дмитрия Медведева от общения с Ющенко.

То время – целиком в убыток национальным интересам Украины. «Благодаря» «оранжевым» Украина своевременно не сформулировала альтернативу «Южному потоку». Пожинаем плоды: 18 мая Медведев заявил, что российская сторона не будет отказываться от своих проектов транспортировки газа и отказал Украине в доступе к среднеазиатскому газу. С другой стороны, он подчеркнул, что Россия хочет стать инвестором №1 в Украине. Две главные идеи Януковича на том форуме - Украина надеется создать совместные предприятия с Россией; хочет участвовать в стройках объектов для Олимпиады 2014-го в Сочи.

Фото: Макс Левин

Тогда на форуме работали министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, председатель правления Сбербанка России Герман Греф, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Алексей Федоров, народный депутат Украины Николай Янковский, совладелец группы «Энергетический стандарт» Константин Григоришин, президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Роман Троценко, Ринат Ахметов (СКМ), Виктор Пинчук ("EastОne"), Вадим Новинский ("Смарт-групп"), Дмитрий Фирташ (Group DF), Александр Ярославский (группа DCH), Олег Дерипаска, Андрей Костин (Банк ВТБ) и Борис Ковальчук, сын друга Владимира Путина и исполняющий обязанности председателя правления ОАО "Интер РАО ЕЭС". Ахметов тогда заявил, что считает «амбициозной, но реальной целью вывод годового товарооборота между Украиной и Россией на уровень 100 млрд. дол».

Текущее состояние отношений

2009 год – кризис + «оранжевые». Объемы внешней торговли между Украиной и РФ в 2009 г. сократились на 38% - до 22 млрд. долл. США. Но экономика все же восстанавливается. 28 августа Янукович заявил "Немецкой волне": товарооборот между странами увеличился на 70% за последние полгода. 17 сентября уточнил: «в этом году мы вплотную приблизимся к докризисному уровню, а возможно, и достигнем его". Украинский посол в России Владимир Ельченко рассчитывает на $40 млрд. товарооборота между РФ и Украиной к концу года. Сравнение этой цифры с 5,5 млрд. евро (около 6 миллиардов 750 миллионами долларов) товарооборота Украины со странами ЕС за первый квартал 2010 года - доказательство, что значит для Украины торговля с Россией. Для меня было открытием понять: наш товарооборот со США меньше от товарооборота с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Контекст переговоров

Украина только активизируется после «оранжевых заморозков». 3 сентября Янукович проводил в Пекине бизнес-форум с участием КНР представителей деловых кругов Украины и Китая; там было 96 отечественных предпринимателей. Сейчас готовится визит Николая Азарова в КНР. По словам Януковича, крупные украино-китайские консультации по бизнесу состоятся уже этой осенью. В ноябре в Киеве состоится украинско-бельгийский экономический форум.

Россия активна в проведении международных бизнес-форумов. В июне состоялось последнее заседание Российско-британской торговой палаты (The Russo-British Chamber of Commerce, RBCC) под за себя говорящим названием «Россия – новые возможности для бизнеса». В июле - российско-германский форум «Петербургский диалог»; доля Германии - около 10% российского внешнеторгового оборота; пример договоренностей на этом форуме – создание Siemens двух СП - по производству и обслуживанию поездов и по производству ветряных турбин; цена контракта "Российских железных дорог" и ООО "Аэроэкспресс" - закупка у немецкого гиганта 240 электропоездов Desiro на 2,2 млрд евро. "Петербургский диалог» учредил Германо-российский сырьевой форум.

Совместные мероприятия. В июле финансово-банковский совет СНГ провел в Ялте международный инвестиционный форум «Финансирование посткризисных экономик государств - участников СНГ. Актуальные проблемы. Новые возможности». В середине октября в Евпатории состоятся украинско-российские переговоры по сотрудничеству в космосе. Также на октябрь намечен деловой форум «Россия-Украина, инфраструктурные проекты, вопросы модернизации». В 2011 году украинско-российский межрегиональный экономический форум будет принимать Донецкая область.

Нынешний форум

Мы прилетели в аэропорт «Геленджик»; его реконструировала компания Олега Дерипаски шесть лет; открыли в 2010-м; это первый новый аэропорт, построенный в России за последние тридцать лет. Взлетно-посадочная полоса построена от моря; во время снижения самолета полное впечатление, что садишься на воду; очень похоже на полосу в аэропорту имени Никоса Казанзакиса в Ираклионе, на Крите. Тепло, будто летом. Туман сконцентрировался клубнями на близлежащих горах; местные называют это «бородами». Говорят, что когда дует «норд-ост», самолет взлететь не может.

Недлинная поездка Геленджиком; улицы Луначарского, Советская, Крымская; прекрасный вид Геленджикской бухты. Город украшен украинскими и российскими флагами, а также краевой символикой; ДПС ГИБДД оттесняет незначительное число водителей. И вот гостиница «Хилтон» в Геленджике, где проходил форум.

В чем специфика конкретно этого форума? Он в значительной степени посвящен сотрудничеству территорий, регионов Украины и России. Именно потому в составе украинской делегации руководители украинских регионов – Михаил Добкин, Харьковская область, Василий Джарты, Крым, Анатолий Близнюк, губернатор Донеччины, Валерий Голенко луганский губернатор, Борис Петров, Запорожье, Владимир Хоменко, Чернигов, Юрий Чмырь, Сумы, Валерий Саратов, Севастополь.

Среди российских участников – губернаторы Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Омской, Орловской, Свердловской, Смоленской, Тюменской, руководитель Санкт-Петербурга.губернаторы Санкт-Петербурга. Среди них губернатор Краснодарского края, 50-летний Александр Ткачев известный в Украине началом 29 сентября 2003-года стройки дамбы от Таманского полуострова к украинскому острову Коса Тузла, закончивший эту предвыборную спецоперацию 23 октября за 102 м от линии госграницы. Никто не забыт, ничто не забыто.

Фото: www.kremlin.ru

Я видел, как Медведев вышел на крыльцо гостиницы встречать Януковича. За несколько минут до этого в зале встреч появились Юрий Бойко, министр топлива и энергетики, Константин Ефименко, министр транспорта. Потом к ним присоединился премьер Крыма Василий Джарты. Я спросил у Василия Георгиевича, насколько реально сдвинуть с мертвой точки вопрос Керченского мостового перехода. Джарты прямо ответил, что вопрос отчасти политический, и отчасти экономический; нужна политическая воля для принятия экономического решения. Впрочем, тема этого мостового перехода (возможно мост, возможно, туннель) стала одной из центральных на презентации форума для медиа.

11 мая 2010 года президент Янукович распорядился создать рабочую группу для подготовки решения о строительстве моста. Интересно, что здесь когда-то уже был мост, но недолговечный. В 1944 году, после освобождения Крыма мост длиною 4,5 километра был построен за 6,5 месяца; шторм 18-20 февраля 1945 года разрушил 72 опоры. Считается, что ввод в эксплуатацию моста позволит создать самый короткий сухопутный путь "Европа-Азия" и на 450 километров сократить путь транзитного движения грузов и пассажиров на участке от Херсона до Новороссийска.

Начали со встречи президентов в узком кругу. С российской стороны «узкий круг» - это глава Администрации Президента Сергей Нарышкин, помощник президента России Сергей Приходько и Виктор Сорокин, директор второго департамента СНД МИД РФ. С украинской стороны – заместители главы Администрации Андрей Гончарук и Юрий Ладный. Подошел и наш посол в России – 60-летний Владимир Ельченко, сын бывшего лидера украинских комсомольцев, министра культуры УССР, руководителя Киевского горкома партии и секретаря ЦК КПУ Юрия Никифоровича Ельченко, отметившего в прошлом году 80-летний юбилей, в бытность которого руководства городом Киев был гораздо чище. Выпускник Киевского госуниверситета имени Шевченко, Ельченко работал постоянным представителем Украины при ООН, заместителем, потом первым заместителем министра иностранных дел Украины. Последнее место работы до Москвы – Вена, постоянный представитель Украины в Республике Австрия.

Я дождался, когда встреча в «узком кругу» закончится, Янукович и Медведев вышли в зал, и губернатор Ткачев начал миниэкскурсию, показывая инвестиционные объекты Краснодарского края. Я подошел ближе, стал метрах в трех от Януковича-Медведева; их охрана, некий В.Петровский из нашего управления госохраны и от российской стороны некий М.Кожухов, страховала движения, но не препятствовала.

Фото: www.kremlin.ru

Первым продемонстрировали тематический парк «Сочи парк», фактически круглогодичную развлекательную зону. Янукович спросил о бюджете, Ткачев ответил – «200 миллионов долларов». Затем перешли ко второму объекту – спортивному комплексу «Атлант», к третьему – проекту «Золотые пески». Здесь задержались; Янукович начал говорить о Керченском мостовом переходе; смысл слов, которые я слышал – «капитал должен работать», «мы через мост должны ездить к Вам, а Вы к нам». Затем оба главы государства перешли к презентации возможного решения Керченского мостового перехода в виде как раз моста. Я слышал, как Медведев спросил о цене вопроса; получив ответ, что 24 млрд.рублей, сказал «это не дорого».

Затем президенты открыли форум. Смысл выступления Медведева: удалось вывести российско-украинские отношения из депрессивного состояния, но надо говорить и о развитии приграничной торговли, об укреплении инфраструктуры, об охране окружающей среды, об улучшении функционирования пунктов пропуска на российско-украинской границе. Упомянул, что с Януковичем посмотрели один из возможных проектов по созданию Керченского моста. Важная цитата: «соответствующие поручения нашим ведомствам даны». Анонсировал: «сегодняшний форум – не парадное совещание. В нём должен быть практический смысл. По сути, это и обмен мнениями, и практическая подготовка к межгосударственным консультациям, которые пройдут в конце года».

Фото: www.kremlin.ru

Суть выступления Януковича: «в Украине «Евро-2012» не за горами. Мы хотели бы посмотреть наши автомобильные и железнодорожные транспортные коридоры, потому что сразу после 2012 года будет 2014 год - Сочи. Они же будут работать на Сочи. И, конечно, если говорить о строительстве моста Керчь – Кавказ, его желательно было бы построить к 2012 году, если бы мы успели это сделать. Но если мы не успеем его сделать к 2012 году, хотя бы к 2014 году». Это место получилось удачным: «наши транспортные коридоры не заканчиваются только Украиной и Россией. Россия хочет ехать в Европу, мы тоже очень хотим, чтобы вы ехали в Европу через Украину, а мы хотим ехать в Азию через Россию». Дальше Янукович соединяет эти переговоры с казахстанской тематикой, куда был второй его визит в качестве главы государства: «мы с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым обсуждали этот вопрос, идёт большая подготовка транспортного коридора в сторону Китая, и мы готовы к этому вопросу присоединиться для практической реализации». Дальше – о связях на уровне регионов: «кооперационные связи, о которых мы с Вами говорили, – мы над ними работаем. Естественно, все эти вопросы будут рассмотрены в рамках нашей следующей межгосударственной комиссии в ноябре месяце этого года». И новая инициатива: «Черноморский флот нуждается в ремонте, обслуживании. Мы обсуждали вопрос использования нашей ремонтной базы, которая находится в акватории флота. Дмитрий Анатольевич, мы к Вашим услугам. Хотим услышать конкретные предложения». В этом предложении Януковича – рабочие места для Севастополя.

Начали выступать региональные руководители. Если не выделять никого конкретно, то смысл происходящего следует передать как прояснение ситуации. Из общения с губернаторами и другими членами официальной делегации я понял следующее. Последние пять лет – это нарастание клубка проблем, которые не решали и не собирались решать. Разница в законах, в правилах сертификации товаров, в таможенной и пограничной политике нарастала; все это удлиняло путь грузов, просрочку, удорожало все процедуры. Участник форума, работавший в закрытой для журналистов части форума, рассказал мне об алгоритме: по каждой конкретной теме давалось поручение, указание или – если это касалось законодательных инициатив – тема бралась на заметку.

По итогам пресса видела подписание соглашения между УСПП и РСПП, Программа межрегионального и приграничного сотрудничества РФ и Украины на 2011-2015 годы, которую подписали наш министр Владимир Яцуба и их министр Виктор Басаргин, соглашение между администрацией Краснодарского края и Запорожской областью. Все это – в рамках пограничного сотрудничества.

Граничащие с Украиной области РФ активно торгуют с Украиной; доля Белгородской и Ростовской областей – около 16% общего товарооборота Украины и России. Я спросил своего собеседника о том, как он понимает, почему Россия этим всем в Украине хочет заниматься, ведь там многие избрали ориентацию на замкнутые в своей стране технологические циклы производства продукции. Ответ моего собеседника был таков: все, что делает Россия, она делает для себя, но для нее важно, чтобы в Украине было все спокойно, важно быть хорошим соседом. А каждый российский губернатор думает о своей области, и если под воздействием главы их государства каждая российская область начнет больше покупать украинского, то для Украины, ничего, кроме хорошего, не будет.

Суть сказанного на итоговой пресс-конференции. От Медведева – «мы реанимировали сотрудничество между регионами. Этого сотрудничества не было. Его, по сути, «загнали». Сейчас все меняется. Один из губернаторов, когда выступал на соответствующем нашем заседании, сказал, что у нас рост товарооборота между российским регионом и его партнёром, украинским регионом, составляет практически две трети, то есть около 70 процентов. Вроде бы приятно: 70-процентный рост». Команда его губернаторам: надо сотрудничать регионами, чтобы регионы не стеснялись, не перекладывали это бремя ответственности на президентов, на правительства, чтобы они сами брали инициативу в свои руки и работали регулярно». От Януковича: «Есть проекты, которые мы будем осуществлять на территории Украины и России, которые, условно говоря, соединятся на наших границах. Есть проекты, которые мы собираемся осуществлять совместно, такой проект, например, как строительство моста «Керчь – Кавказ». Инициатива: «я буду просить, Дмитрий Анатольевич, Вас, чтобы Вы поддержали нас на соответствующем международном уровне идею проведения Олимпийских игр в 2022 году в Украине, в Карпатах».

Фото: www.kremlin.ru

Упомянул Янукович и о еще одной проблеме – «надо тогда успеть построить скоростную дорогу». Речь идет о достройке скоростной автомобильной дороги Москва-Харьков-Симферополь. Это трасса длиной в 1395 км; по российской квалификации, федеральная трасса М-2, E-105 по-европейски и М-18 по-украински, от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород на Харьков, Днепропетровск, Симферополь. Построенная в 1840-60 годах; реконструировалась в 1946-50 гг; в 2008 г. Отремонтировали кусок трассы между Днепропетровском и Харьковом; остается сделать нормальную дорогу между Харьковом и Белгородом.

Форум закрыли, украинская делегация уехала в аэропорт. У нас было еще немного времени побродить по Геленджику. Черепичные, похожие на голландские, с виду, сделанные с кирпичного шоколада домики заставляют вспомнить описание старой Одессы Валентином Катаевым – «характер южного новороссийского города – с небольшими ракушниковыми домами под черепицей «татаркой», с деревьями грецкого ореха и шелковицей во дворах, с ярко‑зелеными будками квасников, греческими кофейнями, табачными лавочками»; впрочем, много и совершенно новых домов. Были и на знаменитой набережной. Теплынь, начало осени на море – особая ностальгическая пора. Будет о чем вспомнить в Париже, который украинская делегация посетит за несколько дней.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram