В мире есть еще одна страна, в которой фактически нет армии. Это Украина. То есть существует некое подобие армии – воинские подразделения, укомплектованные преимущественно теми, кто не смог увильнуть или спрятаться от службы. Это офицеры, уставшие от безысходности, мизерной заработной платы и отсутствия жилья; это устаревшее вооружение, время от времени грохочущее и скрежещущее по Крещатику – в дни военных парадов. Главный смысл существования украинской армии – это не защита отечества. Это – разворовывание бюджетных средств, выделяемых якобы на армейские нужды. Это система откатов, из которых кормится несколько генералов и целый ряд бизнесменов-прилипал.
Когда два года назад Юлия Тимошенко предложила перевести армию на контрактную основу, президент выступил категорически против. И не только президент. Потому как контрактная армия – это урезание возможностей для теневых схем. Контрактник не будет служить в тех условиях, в которых служат нынешние призывники. Контракты легко проверяются и прозрачны в своей сути. Или почти прозрачны. Естественно, как тут не воспротивиться?
А между тем ситуация с украинской армией вскрывает вторую государственную тайну (первая – это фактическое отсутствие армии). Тайна состоит в том, что Украина на самом деле не хочет вступать ни в какое НАТО. Вступление в НАТО предвидит наличие организованной, модернизированной армии. Оно нам надо? Нашим генералам нужны постоянные проверки из Штаба объединенных войск? Им нужны постоянные отчеты на английском языке (который они не знают)? Государству нужны дополнительные расходы на социальные стандарты для военнослужащих? Вот и существует такая себе негласная договоренность: делаем вид, что у нас есть армия, тратим на нее бюджетные средства. И главное – почаще празднуем, празднуем, празднуем. Чем больше праздников – тем убедительней видимость существования армии.
Так что с праздником, дорогие сограждане!