
Что такое "Одесса-Броды"
"Одесса-Броды" - нефтепровод, построенный в 1996-2001 годах между украинским портовым городом Одесса на Черном море до украинского же города Броды во Львовской области на границе с Польшей.
В Бродах нефтепровод стыкуется с еще советским нефтепроводом "Дружба", который тянется в общей сложности через 11 стран. Идет из России в Беларусь, где развлетвляется на два участка: северный (Польша, Германия, и с 2006 года не работающее направление на Латвию и Литву) и южный (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия и Хорватия).
"Одесса-Броды" - украинская часть более масштабного проекта по строительству нефтетранспортного коридора для поставок Каспийской нефти в Европу (прежде всего из Азербайджана в Польшу).
Вот как это выглядит на карте:

Как используется нефтепровод сейчас
Первые годы после постройки нефтепровод простаивал из-за отсутствия сырья и в 2004 году был запущен в обратном (реверсном) режиме для прокачки российской нефти из системы "Дружба" в Одессу для перегрузки на танкеры. В 2010 году российские компании остановили поставки нефти. Нефтепровод "Одесса-Броды" начала использовать Беларусь, прокачивая на свой завод в Мозыре венесуэльскую и азербайджанскую нефть. С конца 2011 года Беларусь также прекратила использовать трубопровод. Сейчас нефтепровод "Одесса-Броды" снова простаивает.
Для полноценного запуска системы нужно соединить трубами украинские Броды и польский порт Гданськ. Для этого надо протянуть трубу хотя бы до польских нефтехранилищ в Адамово (317 км), откуда сейчас идут поставки российской нефти через Плоцк на Гданськ. В 2013 году Еврокомиссия внесла проект достройки трубы до Адамово в список из 250 самых приоритетных инфраструктурных проектов "общего интереса" на 2014-2020 годы.

Впрочем, ранее ЕС уже обещал выделить на эти цели около 120 млн евро международному трубопроводному предприятию "Сарматия". Средства предназначены исключительно для достройки части нефтепровода на территории Польши, они покрывали около 25% стоимости достройки польского участка транспортного коридора. Остальные 75% "Сарматия" должна была получить от своих акционеров (об этом подробнее ниже). Деньги можно было бы использовать при условии, что трубопровод будет достроен до 2015 года. Но этого так и не случилось. Однако, по информации "Зеркала недели", Польша пустила эти средства на другой проект.
Польская сторона несколько раз высказывала сомнения, что трубопровод будет заполнен. "Отсутствуют гарантии поставок соответствующих объемов каспийской нефти по соответствующей цене", - заявлял в 2014 году посол Польши в Украине Генрик Литвин. Из-за этого, по словам Литвина, инвесторы не хотели вкладывать деньги для достройки нефтепровода.
Что за "Сарматия"
Международное трубопроводное предприятие (МТП) "Сарматия" было создано в июле 2004 года польской госкомпанией PERN "Przyjaźń" и украинским госпредприятием ОАО "Укртранснафта".
В 2007 году в состав ООО МТП "Сарматия" вошли азербайджанская госкомпания SOCAR, грузинская Oil and Gas Corporation и литовская Klaipedos Nafta. Министры Азербайджана, Грузии, Литвы, Польши и Украины подписали Соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе, назначив ООО МТП “Сарматиа” главным исполнителем проекта по достройке евроазиатского нефтетранспортного коридора.
Список акционеров предприятия и их доли можно увидеть на его сайте.

Перспективы проекта
Вопрос реализации проекта поднимается на международном уровне довольно часто. Например, в 2012 году министр промышленности и энергетики Азербайджана, бывший руководитель SOCAR Натиг Алиев на вопрос LB.ua заявил, что его страна готова загрузить нефтепровод "Одесса-Броды" сырой нефтью, как только он будет достроен. Периодически тема продолжения строительства нефтепровода всплывает в польской прессе. По словам украинского министра энергетики Игоря Насалика, к идее поставок нефти через Одессу проявлял интерес даже Иран, с которого сняли санкции.
Однако перспективы развития проекта до сих пор остаются туманными из-за того, что он (1) требует больших инвестиций без понятной перспективы окупаемости на фоне падения цен на нефть в мире; (2) испытывает явное или скрытое сопротивление со стороны России, которая поставляет свою нефть в Европу по еще советским нефтепроводам, Турции, которая лоббирует альтернативный проект поставок нефти Каспийского региона в Европу через свою территорию, и со стороны других игроков.
Были бы рады ошибиться, но скорее всего упоминание "Одесса-Броды" на встрече Порошенко с Алиевым - это ритуальное заклинание, а не шаг вперед в реализации проекта. И в более сытные для богатого нефтью Азербайджана времена вопрос гарантий загрузки трубы сырой нефтью не решался, несмотря на обещанную 50% скидку на разгрузку нефти в Одессе со стороны Украины. Сейчас же экономика Азербайджана переживает не лучшие времена.