При этом идею ведомства о включении в отчетность ежегодно по 25% отрицательного значения налога на прибыль уже поддержали с замечаниями в Федерации работодателей, пишет "Коммерсант-Украина".
Так, в ГНС не признают обвинений в свой адрес относительно самовольного трактования норм Налогового кодекса в вопросе формирования убытков прошлых периодов и их включения в текущую отчетность.По словам главы службы Александра Клименко, его ведомство обращает внимание на структуру убытков, а не на возможность их переноса. "Если убытки сформированы согласно закону, если в самих убытках есть прозрачность и предприятие прозрачно, у нас нет претензий. Но если мы видим, что бизнес работает со схемами, фактически торгует убытками, то тогда есть вопросы",— пояснил Клименко.
Спрос на формирование фиктивных убытков, по его словам, есть практически во всех отраслях, в частности, в металлургии, химической промышленности и аграрном секторе. Он отметил, что предприятия этих отраслей все-таки увеличили отчисления в бюджет по налогу на прибыль, но не за счет роста производства, а благодаря отказу от теневых схем.
Впервые бизнес заговорил об ограничениях на включение убытков в сентябре, после появления письма-разъяснения ГНС. Его результатом стали массовые проверки компаний, подавших декларации за II квартал с отрицательным значением по налогу на прибыль. Убытки налоговики "снимали" и доначисляли к уплате налог — таким образом, до конца года они рассчитывали увеличить платежи на 7 млрд грн.
Представители предприятий отмечают абсурдность того, что ГНС признает фиктивными убытки реального сектора, называя их "налоговой ямой". "Если ничего не поменяется, бизнеса у нас в стране не будет, и платить налоги будет некому",— считает заместитель главы совета Федерации работодателей Украины (ФРУ) Дмитрий Олейник. По его словам, с данной проблемой столкнулись сотни компаний—членов ФРУ, убытки которых превышают 1 млрд грн. Среди них Гостомельский стекольный завод, УПЭК, Group DF.
Исполнительный директор "Европейской бизнес ассоциации" Анна Деревянко говорит, что налоговики заподозрили 11 иностранных инвесторов, компании финансового, строительного сектора и ритейла в формировании фиктивных убытков. "Часть компаний находится в судебных разбирательствах, остальные — на стадии согласования с налоговыми органами",— отмечает она.
По словам Дмитрия Олейника, в судах компании чаще всего проигрывают: "Был один выигрышный случай на Волыни".
Негативную оценку действиям налоговиков дал парламентский комитет по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики, а также правительственный уполномоченный по вопросам дерегуляции Михаил Бродский. "Конечно, если все убытки — 134 млрд грн —перенести в отчетность, то бюджет вообще ничего не получит. Но налоговикам нужно более тщательно проверять эти суммы, как они проверяют фиктивный НДС,— заявил он. — Но я считаю эти действия незаконными, и об этом сообщил Андрею Клюеву, но что решит Кабмин, я не знаю".