ГоловнаЕкономікаБізнес

​$3,3 млн. за вагон

Украинская экономика нуждается в реформах – об этом говорят чуть ли не с 1991 г и с этим вроде все согласны.

​$3,3 млн. за вагон

Особенно актуальными эти разговоры стали после кризиса, начавшегося в 2008 г. Тогда стало очень четко видно, что за годы после СССР мы только увеличили свою зависимость от импортных товаров, загубив несколько отраслей отечественной экономики. Идея о развитии внутренних производителей вроде бы поддерживалась и разными партиями и правительствами всех составов, независимо от того, кто пришел к власти. Но последние события ярко показывает – никто на самом деле не собирается реформировать эту полуживую украинскую экономику. Более того, никто и не собирался поддерживать отечественного производителя.

В середине декабря стало известно, что Украина покупает у корейской корпорации Hyundai 10 скоростных электричек (по 9 вагонов) за $303 млн. Получается по $3,3 млн. за вагон или по $30 млн. за состав. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать, скажет любой. Действительно, корейские электрички, в отличии от наших могут ехать со скоростью до 160 км\час. Хотя представители отечественного завода – «Лугансктепловоза» говорят, что при наличии госзаказа готовы сделать составы с такими же показателями, только в три раза дешевле. По словам заместителя технического директора «Лугансктепловоза» Наума Найша, на предприятии разработан проект 8-ми вагонных составов, которые будут развивать скорость до 140 км.\час, а стоить будут 95 млн. грн. В корейских составах больше на один вагон и ездят они на 20 км\час быстрее, но неужели это значит, что вместо 95 млн.грн. лучше платить 240 млн. грн.?

Изюминкой проекта является не только странное желание потратить побольше бюджетных денег, но финансирование покупки. Оказывается, для того, чтобы купить у корейцев эти составы, правительство берет кредит в корейском банке. Другими словами, налогоплательщики переплачивают дважды – сначала за то, что покупаются электрички, которые стоят в три раза дороже украинских аналогов. А потом за то, что покупка финансируется за счет кредита, по которому правительство заплатит проценты. Да, ставка действительно очень низка – 4,8% на 10 лет, а первые два года – кредитные каникулы. Но почему бы не купить отечественные поезда, на которые явно бы хватило бы денег и без корейских кредитов? Эта странная сделка вызывает и другие вопросы. Любые детали в поездах рано или поздно изнашиваются и требуют замены. Покупка дорогих корейских электричек потребует обслуживания их у корейских производителей, траты на ремонт, замену деталей и т.д. Опять-таки, Крюковской вагоностроительный завод или уже упомянутый Лугансктепловоз наверняка могли бы обслуживать свои составы намного дешевле. Есть свое производство вагонов и в России. Вся эта история вызывает не сколько раздражение, сколько грусть. Украине дан уникальный шанс – поднять свою экономику, воспользовавшись таким замечательным поводом как подготовка к Евро-2012. Но вместо того, чтобы развивать собственное производство, мы просто покупаем красивую и дорогую импортную технику. Да и покупаем ее в кредит, как будто не было кризиса. Украина все больше напоминает родителей комедийной Прони Прокоповны из «За двома зайцями», которые покупали дочке все самое дорогое, чтобы похвастаться перед женихами. Мы тоже, в ожидании гостей из Европы хотим как будто выпендриться: смотрите какие у нас крутые корейские электрички, по $30 млн. за состав!

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram