ГоловнаЕкономікаБізнес

Не все пропало

Россия активно инвестирует в Украину по той простой причине, что у нее водятся деньги. В 2010 году российская экономика вырастет на 6%-8%. При этом условия ведения бизнеса у нас и в России не слишком отличаются, в обеих странах примерно одинаковый уровень коррупции и бюрократии, что отпугивает европейцев, но не страшит российских инвесторов.

Не все пропало
Фото: focus.ua

При прочих равных Россия имеет больший опыт работы на международном рынке, что ей позволит эффективнее использовать украинские активы. Сказывается и политический фактор – очевидное потепление отношений между нашими правительствами. В конце концов, менталитет у нас почти одинаковый.

Сама Россия и другие страны СНГ считаются традиционными рынками сбыта для украинской продукции. То есть российский инвестор понимает, как построена вся цепочка от производства до сбыта товара конечному потребителю.

Приток любых инвестиций, и российские тут не исключение, положительно сказывается на суверенных макропоказателях. По состоянию на начало года к нам из России поступило $2,7 млрд. Это четвертый по величине иностранный инвестор после Германии, Кипра и Нидерландов. Так что России есть куда расти по сравнению с другими странами. В этом году наш Фонд ожидает приток прямых иностранных инвестиций на уровне $4-6 млрд. Даже $0,5 млрд. дополнительно из России могут дать хорошие показатели для украинской макроэкономики. К сожалению, наш некачественный инвестиционный климат сейчас западных инвесторов не привлекает. Зато идут россияне, и так поддерживают уровень украинской гривны, уравновешивая отток западных денег. Еще один возможный, но скорее умозрительный плюс, – новые технологии. Обычно инвестиции сопровождаются модернизацией производств. Хотя некоторые аналитики считают, что это правило в случае с Россией не работает. Что еще можно отнести к плюсам, так это решение множества социальных проблем, создание новых рабочих мест, например.

С точки зрения прагматика бояться прихода россиян нет смысла. Для обычного налогоплательщика особой роли не играет, кто владеет заводами – россияне, поляки или украинцы. А политические нюансы я оставлю комментировать политологам.

Хотя теоретически согласованные действия предприятий с российскими инвестициями возможны. Тем более что деньги идут в металлургическую отрасль. Чтобы понять, что она значит для нас, надо взглянуть на такие цифры. 50% ВВП Украины – экспорт. 30% экспорта Украины – металлургия, химия и машиностроение. Причем машиностроение тут не играет ведущей роли, так как оно достаточно примитивное. Металлургия наша тоже не самая качественная в мире, но она востребована на растущем российском рынке.

Что касается каких-то жестких контролирующих мер по отношению к инвесторам со стороны государства, то я не думаю, что такие меры будут эффективными. Мировая практика показывает, что жесткий контроль приводит к оттоку инвесторов и, соответственно, снижению темпов роста экономики. Наша страна зарабатывает на экспорте, причем имеет узкую специализацию на международном рынке. Объективно нам нужны партнеры, которые не только вольют свои деньги, но и помогут нам продавать товары заграницей.

Олег УстенкоОлег Устенко, виконавчий директор Міжнародного Фонду Блейзера
LB.ua в соцмережах: