ГоловнаБлогиБлог Ігоря Ільтьо

«Нормандский формат» и его дальнейшие перспективы

Срыв встречи глав внешнеполитических ведомств Украины, Германии, Франции и России в «Нормандском формате» в очередной раз поднял вопрос об эффективности его деятельности. Встречу планировали провести 17 февраля 2018 года на полях 54-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Встреча в итоге не состоялась ввиду отсутствия министра иностранных дел Германии Зигмара Габриэля.

Фото: EPA

Оправдываться за своего шефа пришлось представителю Германии в ООН Кристофу Хойсену, который заявил, что переговоры в «Нормандском формате» необходимо продолжать, во всяком случае, до тех пор, пока у сторон не появиться более эффективный план по урегулированию ситуации на Донбассе.

Стоит отметить, что отсутствие Зигмара Габриэля стало знаковым. Ведь 14 марта 2018 года к своим обязанностям приступило новое коалиционное Правительство Германии, в котором кресло министра иностранных дел от Зигмара Габриэля перешло к его соратнику по Социал-демократической партии Хайко Маасу. К слову, это уже третий министр иностранных дел Германии, который участвует в работе «Нормандского формата».

И, похоже, что именно Хайко Маасу придется приложить немалые усилия чтобы «Нормандский формат» вновь стал площадкой, где принимаются важные политические решения. Ведь Германия как никто другой заинтересована в том, чтобы формат продолжил роботу.

Но полноценно возобновить работу «Нормандскому формату» пока что не удается. Длительный перерыв из-за выборов во Франции, Германии, России, и как итог смена ключевых персоналий, а также появление альтернативных форматов – вот ключевые препятствия в его работе.

О формате и персоналиях

Начало «Нормандскому формату» по мирному урегулированию ситуации в Украине было положено на встрече лидеров Франции, Германии, Украины и России в Нормандии (Франция) 6 июня 2014 года на торжествах, посвящённых 70-летию высадки союзнических войск во время Второй мировой войны. Инициатором такой встречи выступили лидеры Франции и Германии.

Весной 2014 года, в связи с незаконной аннексией Крыма и нарастающей поддержкой со стороны России сепаратистов в Украине, ситуация на Донбассе накалялась с каждым днем. Протестные митинги и захваты административных зданий очень быстро переросли в полноценные боевые действия.

Выборы Президента Украины 25 мая 2014 года дали надежду на то, что конфликт удастся разрешить не военным, а политико-дипломатическим путем. Новоизбранный Президент Украины Петр Порошенко задекларировал преданность мирному плану по разрешению конфликта на Донбассе.

Ключевой задачей для инициаторов «Нормандского формата» являлось включение в переговоры Президента России. Дело в том, что Германия и Франция уже были наученные горьким опытом, предыдущих договоренностей, времен Евромайдана.

Тогда, соглашение между правительством и оппозицией Украины засвидетельствованное подписями представителей Франции, Германии и Польши не было подписано представителем России. В конечном итоге Россия, не будучи обременена никакими соглашениями начала разыгрывать свою партию в Украине. Задача оказалась не из легких, и все же надо отдать должное лидерам Франции и Германии, ведь в конечном итоге Путин согласился на участие в переговорах. Как следствие «Нормандский формат» заработал.

Изначально в нормандскую четверку входили Президент Франции Франсуа Олланд, Канцлер Германии Ангела Меркель, Президент Украины Петр Порошенко и Президент России Владимир Путин. Формат также включал консультации на уровне министров иностранных дел. Изначально это были: Лоран Фабиус – Франция, Франк-Вальтер Штайнмайер – Германия, Павел Климкин – Украина и Сергей Лавров – Россия.

Урегулировать все противоречия в рамках одной или двух встреч, конечно же, не удалось, ведь конфликт на Донбассе имеет продолжительный характер. Как следствие «Нормандский формат» претерпевает изменения, которые являются следствием как внутриполитических процессов в самих странах-участницах «Нормандского формата», так и внешних факторов, среди которых особо стоит отметить роль Соединенных Штатов в урегулировании конфликта на Донбассе.

Если брать во внимание изменения в ключевых персоналиях «нормандской четверки», то они следующие. Президента Франции Франсуа Олланда в мае 2017 года заменил победивший на выборах Эммануэль Макрон. Парламентские выборы и последовавшие за ними коалиционные переговоры в Германии фактически приостановили работу формата с сентября 2017 по март 2018 года. В итоге Ангела Меркель осталась на посту Федерального Канцлера Германии. Выборы Президента России 18 марта 2018 года сюрпризов, как и ожидалось, не принесли, Владимир Путин также остался на своем посту. Что касается выборов Президента Украины, то они состоятся в 2019 году, таким образом, Петр Порошенко также остается в строю.

Что касается министров иностранных дел «Нормандского формата», то текучка кадров здесь более ощутимая. В феврале 2017 году «Нормандский формат» покинул Франк-Вальтер Штайнмайер, который занял пост Федерального Президента Германии. Его работу продолжил коллега по партии Зигмар Габриэль, которого, в свою очередь, заменил Хайко Маас. 10 февраля 2016 года Лоран Фабиус возглавил Конституционную ассамблею Франции, а министром иностранных дел и представителем Франции в «Нормандском формате» стал Жан-Марк Эро. В мае 2017 года в должность вступило новое правительство Франции, в котором главой МИД стал Жан-Ив Ле Дриан.

(Слева направо)Павел Климкин, Сергей Лавров, Жан-Марк Айро и Франк-Вальтер Штайнмайер
Фото: EPA/UPG
(Слева направо)Павел Климкин, Сергей Лавров, Жан-Марк Айро и Франк-Вальтер Штайнмайер

Председатель МИД Украины Павел Климкин, несмотря на смену Правительства в Украине в апреле 2016 года остался на должности и продолжает представлять Украину в «Нормандском формате».

До сегодня открытым остается вопрос лишь по Сергею Лаврову, который бессменно возглавляет МИД России с 2004 года. Поговаривают, что в новое российское Правительство он не намеревается входить.

Таким образом, за период своего существования «Нормандский формат» пропустил через себя многих политиков, и время покажет, кто еще приложит свои усилия к его работе.

Встречи наше все

Касательно встреч и контактов, которые имели место в рамках «Нормандского формата», стоит особо отметить, что их было очень много. Особую значимость имели встречи на высшем уровне Олланд-Меркель-Порошенко-Путин. Всего таких встреч было 5.

6 июня 2014 года в Бенувиле (Франция) состоялась первая встреча, на которой собственно и появился «Нормандский формат». На ней обсуждались общие вопросы касательно разрешения ситуации на Донбассе.

16-17 октября 2014 года прошла вторая встреча в Милане, на которой обсуждались вопросы, связанные с возможностью принятия закона Украины об особом статусе отдельных регионов Донецкой и Луганской областей.

Наиболее важной стала встреча в Минске 11-12 февраля 2015 года, которая длилась беспрецедентные 17 часов. Она проходила в условиях обострения конфликта на Донбассе и требовала от участников принятие компромиссных решений. В итоге была принята Декларация лидеров «нормандской четверки» известная как «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Сами соглашения, иногда также называют Минск-2. Они были подписаны представителями контактной группы от Украины, России, ОБСЕ и непризнанных республик с целью деэскалации вооруженного конфликта на востоке Украины.

2 октября 2015 года «нормандская четверка» встретилась четвертый раз в Париже. На встрече обсуждались конкретные даты и последовательность исполнения пунктов Минских соглашений.

19 октября 2016 года состоялась последняя пятая встреча в «Нормандском формате» где стороны договорились о выработке «дорожной карты» по имплементации минских договоренностей с конкретными датами и обязанностями сторон. Это была последняя встреча на уровне глав государств.

Касательно встреч на уровне Министров иностранных дел, то в рамках «Нормандского формата» странами-участницами проведено более десяти таких встреч. Последняя из них состоялась 29 ноября 2016 года в Минске.

Стоит также упомянуть, что кроме непосредственно самих встреч в рамках «Нормандского формата» часто практикуется проведение телефонных переговоров по линии Париж-Берлин-Киев-Москва.

Альтернатива «Нормандскому формату»

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре 2018 года во многом повлияла на работу «Нормандского формата».

Американские санкции против России были, в том числе нацелены на сдерживание России от более активных действий на востоке Украины.

И, очевидно, что без разрешения ситуации на Донбассе о налаживании отношений между Белым домом и Кремлем и речи идти не могло. Но Белый дом формально не являлся участником, каких либо официальных форматов по разрешению конфликта на Донбассе. Так было в период президентства Барака Обамы, но у Администрации Дональда Трампа было иное видение участия США в этом процессе. Именно с его приходом во власть Вашингтон решил более активно включится в украинский вопрос.

На первой же встрече Дональда трампа и Владимира Путина в июле 2017 года была достигнута договоренность о создании дипломатического канала для продвижения минских договоренностей с целью урегулирования ситуации на Донбассе. В итоге достигнутых соглашений Госсекретарь США Рекс Тиллерсон назначил бывшего посла США при НАТО Курта Волкера специальным представителем по вопросам Украины. Кремль в свою очередь назначил помощника Президента России Владислава Суркова партнером Волкера по вопросам урегулирования ситуации в Украине. Так появился формат Волкер-Сурков.

За время существования формата Волкер-Сурков состоялись 4 встречи. Главным преимуществом данного формата является обмен мнениями по линий США-Россия напрямую, без посредников. И все же у этого формата есть и недостатки, ведь в нем нет прямого участия Украины. Так сказать переговоры об Украине без Украины. Но, стоит отметить, что именно формату Волкер-Сурков приписывают успешный обмен пленными по формуле «всех на всех» между Украиной и непризнанными республиками в канун Нового 2018 года.

Что дальше?

Краеугольным камнем дальнейших переговоров, как в «Нормандском формате» так и в формате Волкер-Сурков был и остается вопрос о миротворцах на Донбассе.

Фото: globallookpress.com

Изначально в Минских соглашениях вопрос о миротворцах не поднимался. Однако длительное прекращение огня по факту не работает. По этому участникам переговорного процесса приходиться непрерывно договариваться о краткосрочном перемирье. Изначально рассматривалась идея о вооружении мониторинговой миссии ОБСЕ. Но та отказалась ввиду отсутствия опыта проведения подобных операций. По сути, такой опыт есть только у «голубых касок» Организации Объединённых Наций. Так на свет появился план, согласно которому именно миротворцы ООН должны обеспечить перемирье на Донбассе.

При этом у Киева и Москвы кардинально разное виденье этого вопроса. Киев настаивает на том, что миротворцы ООН должны иметь самый широкий мандат и размещаться на всей территории контролируемой сепаратистами, включительно с участком Украино-Российской границы. Москва же видит миротворческий контингент с мандатом исключительно для обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ и пребыванием миротворцев только на линии разграничения.

И тут возникает главная интрига, ведь не понятно кто, и в каком формате, должен решить вопрос о миротворцах. Очевидно, что такое решение должно быть принято в Совете Безопасности ООН. Но кто и когда выработает текст самой резолюции до сих пор не понятно.

При этом, надо учитывать, тот факт, что в Совет Безопасности ООН не входят ни Украина, ни Германия. А Россия и США, участники формата Волкер-Сурков, имеют право вето, ровно как право вето есть и у участников «нормандской четверки» Франции и все той же России. Таким образом, очень похоже на то, что решение вопроса миротворцев требует согласования в обоих форматах.

События последних дней, а именно визит Президента Украины в Германию 10 апреля 2018 года и переговоры с канцлером Ангелой Меркель являются очень показательными. Ключевой вопрос переговоров – миротворцы ООН на Донбасс. Стороны также договорились встретиться в мае в Ахене, где к ним присоединится Президент Франции Эммануэль Макрон. Но полноценной «нормандской четверки» не получиться.

Владимир Путин в ближайшей перспективе намерен отказаться от участия в «нормандском формате». Похоже он ждет больших переговоров с Штатами, где одним из ключевых вопросов будет вопрос миротворцев на Донбассе. Но, похоже, решить все вопросы по линии Москва-Вашингтон не учитывая интересов Киева, Берлина и Парижа не удастся. И главная задача формата Волкер-Сурков это максимально учесть интересы других участников «нормандской четверки».

Украине в данной ситуации нужно использовать все механизмы отстаивания своих интересов. Наиболее приемлемым остается все же «Нормандский формат», но, и сотрудничество по линии Киев-Вашингтон остается очень важным.

В самой нелегкой ситуации остается Германия. Ведь в случае если ее интересы не будут учтены, то ей не останется ничего кроме как просить Францию воспользоваться правом вето в Совете Безопасности ООН. А это как раз и является ключевым вызовом как для Ангелы Меркель так и для новоиспеченного главы германского МИДа Хайко Мааса.

Ігор Ільтьо Ігор Ільтьо , Український політичний, економічний та релігійний оглядач
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram