ГоловнаПолітика

Потешная дивизия

"С таким же успехом - с юридической точки зрения - они могли бы закрыться в "Донбасс-паласе"; объявить, что собрали 305 голосов; написать "на колене" и тут же проголосовать новую Конституцию. Впрочем, зачем им Конституция?" - емко охарактеризовал незадавшийся "путч" один из знакомых меньшевиков.

Незадавшийся потому, что со стороны "большевиков", четверговые события - разовое действие. Всего-навсего - прием для демонстрации силы, превосходства над "меньшевиками".

Само собой - возможности не просто голосовать, но утверждать важные решения без их участия. Вспомните, именно необходимостью срочного принятия законов "из пакета евроинтеграции" сперва аргументировалось перемещение ПР, КПУ и "добровольно присоединившихся" с Грушевского на Банковую (хотя в последствии Ефремов это отрицал, обещая "без оппозиции евроинтеграцию не голосовать").

Однако, в пятницу "продолжения" марлезонского балета не последовало. "Здание под куполом" никто не блокировал, вполне можно было нормально работать. В том числе для принятия пресловутых "европейских" законов. Однако, большевики и меньшевики предпочли разойтись по своим делам. Зализывать раны и думать о том, "как жить дальше".

Фото: Макс Левин

Именем 2015-го

"Жить" в формате этой Рады. О роспуске - в четверг это стало окончательно очевидно - речь не идет (публичные заявления - блеф, в расчет не принимаются, - С.К.). Власти оный чрезвычайно невыгоден. Рейтинги недоверия к ПР (даже на фоне рейтингов доверия и довольно высокой поддержки лично Президента) не оставляют места для иллюзий. Ротировать Раду до 2015-го - слишком рискованно. Не говоря о том, что дороговато.

Единственный выход: укрощать. Любою ценой собирать и цементировать "226 плюс". Понадобится - уходить, как когда-то, в Украинский дом (что, собственно, в четверг и провернули). Задача - не просто обеспечить подконтрольный парламент, деморализовать оппозицию, но и вселить страх в общество. Поскольку исключительно на страхе эта власть и держится.

Укротив - можно подумать и о референдуме. Но, опять таки, не о проведении (излишне затратно), но об имплементации результатов плебисцита тринадцатилетней давности. Что позволит власти безболезненно пройти рубеж 2015-го.

Впрочем, если ситуация станет развиваться так, как развивается сегодня, 2015-го может и не быть.

На чем, спрашивается, строить повестку дня? Повестка дня, "тема" избирательной кампании нужна даже в том случае, если сама кампания - формальность, чистая профанация.

На борьбе с "фашистами"-бандеровцами-свободовцами? Нет, уже проходили в 2010-м. К тому же, президентская - не парламентская, "угрозы" "коричневой чумы" тут недостаточно. Да, и не тянет "Свобода", при всем уважении, на "коричневую чуму".

На "покращенни"? Еще лучше. Тогда уж сподручнее на "фашистах". Они, по крайней мере, реальны - из плоти и крови.

Действительных вариантов два: на борьбе с "непослушным парламентом" и на борьбе с олигархами-кровопийцами, лишающими бюджет фискальных благ. Варианты сии взаимосвязаны. Олигархи-кровопийцы посылают в ВР собственных "делегатов", которые напрочь блокируют всякий конструктив и "покращення", позволяющее сдирать с налогоплательщиков побольше денег.

Понимают ли это сами "кровопийцы" и их "посланники"? Конечно, да. Соответственно - готовятся держать оборону. В линии которой ВР - один из главных бастионов.

Фото: zn.ua

Превратить угрозу в возможность

"Недопутч" вскрыл минимум две важные тенденции, серьезно влияющие на ситуацию в украинском политикуме.

Первая. Комплексная стратегия работы в парламенте, тем более - конструктивного сотрудничества с оппозицией у власти отсутствует. Заменяет ее разовая - весьма безалаберная и непоследовательная тактика. Еще точнее - маневры.

Заниматься стратегией некому. Существует сразу два противостоящих друг-другу центра "управления парламентом". Даже два с половиной.

Один - в Кабмине. Собственно - первый вице-премьер Арбузов, которому коммуникация с ВР поручена по роду службы.

Второй - на Каменева, в СНБО. К помощи Андрея Клюева прибегают в крайних случаях, когда Рыбак и Ефремов самостоятельно уже не справляются, а "гениальные" идеи Арбузова не срабатывают. Так, в частности, было перед завершением последнего масштабного блокирования трибуны "Ударом" - спикер Рыбак вынужден был сам звонить Клюеву, просить его "подъехать".

Еще "половинка" - Банковая. Руководитель АП Сергей Левочкин в дела парламентские вмешивается редко. Хотя и имеет в Раде серьезные рычаги влияния. В частности, внутри фракции партии "Удар". Применить эти рычаги может в любую минуту. Пока, видимо, просто не настал момент. "Тушки" "палят" в ОО. Конкретно - в числе "платных пассажиров", зашедших в Раду "через кассу" Николая Мартыненко.

"Если честно, у нас не может быть к этим людям (Немилостивому и Ко) никаких претензий. Они заплатили за билет, доехали до пункта назначения, теперь решили сойти на станции", - откровенно признаются оппозиционеры. Естественно, не "под запись".

Ах, нельзя места в списке продавать?! Да, вы что?! А как проводить выборы, если денег нет? Совсем нет. Вообще нет. То-то.

Очевидно, существуй в этой стране конкурентная политика; четкие правила игры; гражданское общество, способное политиков и политикум контролировать, оппозиционерам не пришлось бы торговать местами, чтобы провести кампанию, а большевики бы не продавали мандаты тем, кому они приспичили "для статуса".

Очевидно, бизнесменам, двигающим в Раду "за статусом" и/или по другим соображениям подобного рода, следует сто раз подумать: хотят ли они быть на всю жизнь опозоренными, хотят ли пройти сквозь унижения отца и сына Табаловых? Еще и собственные деньги за это заплатить? В среднем - 5-7 миллионов долларов, между прочим.

Фото: EPA/UPG

Право, когда становится вопрос: жизнь и свобода близких; сохранность бизнеса, который кормит, сложно упрекать человека в малодушии, трусости. Стаднийчук, Немилостивый, выступавшие в четверг в кинолекционном зале, были жалки. Жалки и низки настолько, насколько может быть жалок и низок тот, кто называет себя мужчиной. "Ну, что, дружочки, допрыгались?! Поделом вам", - читалось на ехидных физиономиях (даже трансляция этого не ретушировала, - С.К.) тех, кто из первых рядов наблюдал за их "присягой на верность". Очевидно, в этот момент они чувствовали себя многим выше, думали, что самоутверждаются за счет этих несчастных. На самом деле, нет. На самом деле, собравшиеся в четверг в кинолекционном зале производили впечатление пригнанных на убой баранов. Понимают, что их сейчас зарежут, жалобно блеют, но все равно идут на убой. Ну, а что делать, деньги-то уплачены. Единственное радует: кого-то другого режут первым.

В данном случае - условных "фронтовиков". Но ведь завтра может дойти и до "Удара". Там "засланных казачков" не меньше, просто еще не пришло время их "палить". Когда придет - решать, как раз, Сергею Левочкину. Еще одна его "золотая акция". Ускорить реализацию которой может только катастрофическая нехватка голосов у провластного большинства. Покамест глава АП свои активы (в данном случае - человеческие) держит при себе. Невольно провоцируя имиджевые удары для Арсения Яценюка. Который, впрочем, в этой ситуации не только проигрывает, но и серьезно выигрывает - приобретая дополнительный вес как настоящий, а не бутафорский лидер меньшевиков.

Попутно - превозмогает собственную оппозицию внутри ОО. Пятничное голосование, подтвердившее легитимность Арсения Петровича как главы фракции - тому доказательство.

Фото: Макс Левин

- И когда стреляться будете? - беззлобно-добродушно подкалывали на заседаниях в четверг и пятницу соратники Анатолия Гриценко, который первым - еще по факту происшествия с Табаловыми - требовал от Яценюка сложения мандата. "В этом зале присутствует один человек, за которого я отвечаю головой, - говорил тогда Гриценко, имея ввиду Канивца, - я полностью ему доверяю. Если станет тушкой - застрелюсь, слово офицера".

Беда людей объединяет. А дешевые трюки оппонентов, занимающихся примитивным троллингом от Петрова-Дурнева, на разумную публику не действуют. Точнее, наоборот - провоцируют раздражение, желание поддержать "жертву".

- Я давно не слышал ничего подобного, - восторженно (именно этот глагол, -С.К,) вспоминал один из непоследних в ОО людей выступление Яценюка в четверг на собрании фракции. - Настолько он четко разложил - юридически, политически, с точки зрения ответственности дальнейшей - все, что происходит. Настолько это было спокойно и аргументированно.

Прилагая усилия для того, чтобы "замочить" Яценюка, стравить его с Кличко, власть сама лепит из него полноценного лидера. Для упрочения заданных позиций лидера, ему теперь необходимо:

- больше заниматься внепарламентской, "полевой и агитационной" работой. В особенности - на юге и востоке страны. Признав юг и восток "гиблой землей" еще в 2008-м, Юлия Тимошенко совершила роковую ошибку. Которую, тем не менее, успешно повторяют сейчас все ее последователи. Единственный, кто хоть как-то обрабатывает это электоральное поле - Виталий Кличко. Яценюку, если, конечно, действительно не желает превратиться в политическую тень великого боксера, стоит брать с него пример;

- разумнее подходить к планированию публичных активностей: от эфиров до митингов. Каждый из которых должен иметь не только удобоваримую внешнюю форму, но и глубокий смысл.

Вторая. Власть в принципе не принимает оппозицию всерьез; не признает ее силой, с которой надо считаться. Вы помните, когда последний раз все депутаты, а не только провластные (последних этим, впрочем, тоже не балуют) встречались с Президентом, с премьер-министром, обсуждали стратегию развития страны и текущую деятельность? При Ющенко, между прочим, подобные коммуникации были регулярными. Пусть даже оставались формальными, тем не менее они были. При Януковиче их нет вовсе. Как привечают оппозиционных депутатов в правительстве Азарова все мы знаем.

Раз так, если оппозиция - пустое место, зачем с ней выстраивать коммуникацию? Ну, правда, зачем вам коммуникация с пустым местом? Так рассуждает власть.

В четверг, как было сказано, это сполна проявилось.

Выборов в Киеве не будет

Вместе с тем, четверговый "исход" может иметь куда более серьезные последствия, чем кажется на первый взгляд.

а) создан прецедент "половинчатой" работы парламента. Так называемое "большинство" вдруг решает, что может принимать законы самостоятельно, собирается в некоем замкнутом помещении, делает свое черное дело и потом пытается представить это в качестве легитимно принятых законов. Очевидно, подобная практика может применяться еще не раз. Очевидно, ни журналисты, ни члены счетной комиссии от оппозиции для такой "работы" не требуются. А зачем они вообще нужны? Чтобы путаться под ногами; мешать волеизъявлению, зудя надоедливое: а у вас голосов не хватает?

Или кто-то допускает, что Президент, который и подписывает принятые законы, четверговые действия депутатов осудит? Хотя бы - пожурит? Ха!

"Что вы будете делать? Как оспаривать?" - вопрос, который, пожалуй, чаще других задавали журналисты в четверг оппозиционерам. "Напишем в прокуратуру и подадим в суд", - отвечали неизменно.

Однако, учитывая, что в нашей стране и суд, и прокуратура независимыми органами - по факту - не являются, ответ звучит смешно;

б) "ваша европейская перспектива окончательно похоронена" - написал по скайпу товарищ из Европарламента в четверг поздно вечером. Написал, имея ввиду как события в Раде, так и войну, затеянную некоторыми украинскими топ-чиновниками против Эльмара Брока. Эти два гвоздя стали последними в гробу украинской европерспективы, которая и так уже обречена.

Да, высшие еврочины не раз и не два призывали оппозиционеров прекратить практику блокирования ВР, обеспечив, тем самым, нормальную работу Рады. Но они никак не могут согласиться с практикой "выездных заседаний" большинства, когда регионалы со товарищи баррикадируются в зале без журналистов, без членов счетной комиссии от оппозиции, а потом еще имеют нахальство заявлять, что приняли какие-то там решения;

Фото: LB.ua

в) не могут они также и согласиться с практикой, когда глава государства подобное не только не порицает, но радостно приветствует данную практику. Именно он, в конечном счете, несет ответственность за все происходящее. И не только потому, что не/подписывает принятые Радой законы;

г) "выездные заседания" - не только уничтожение института парламентаризма, но полное нивелирование воли избирателей. Избиратели делегировали в парламент 450 депутатов, половина из них, пусть даже большая, не в праве попирать пожелания избирателей второй половины, пусть даже меньшей;

д) за противостоянием вокруг места и способа проведения заседаний ВР как-то позабыли о том, что бурно обсуждали еще в начале недели - вопрос киевских выборов. Всем теперь понятно, полагаю, что выборов в Киеве не будет? Их попросту "слили" - "потеряли" в сопутствующей суматохе.

***

Напоследок остается констатировать грустное: парламент, как место принятия депутатами самостоятельных решений, в четверг и пятницу был окончательно уничтожен. Взамен - "управляемая демократия". Сработают ли в Украине ее правила - поймем уже в ближайшее время.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram