ГоловнаСвіт

О польском вопросе и Украине

В начале августа в Королевском замке в Варшаве состоялась инаугурация нового президента Бронислава Коморовского.

О польском вопросе и Украине

Однако, уже с первых дней правления нового польского лидера в стране начал прорастать главный бич посполитизма, который на наших землях известен как «где два украинца – там три гетмана», а на польских, пожалуй, наиболее емко выражен Вольтером: «Один поляк - сплошное очарование, два поляка - сплошные ссоры, три поляка - польский вопрос».

Жертвы гонора и «перезагрузки»

Это уже стало печальной традицией, переходящей из века в век. Новейшая Польша в этом плане не является исключением.

В 1990 году одержавший победу на президентских выборах лидер «Солидарности» Лех Валенса не пригласил на свою инаугурацию своего предшественника – «комуняку» Войцеха Ярузельского. Через пять лет, в 1995-м, уже сам проигравший Валенса не явился на инаугурацию нового главы государства – Александра Квасьневского. Не очень-то по-джентльменски получилось и у самого Квасьневского, который пугал польское общество опасностью, которую представляли идущий ему на смену Лех Качинский и его брат Ярослав.

Ныне же на церемонии отсутствовал уже соперник Коморовского на прошедших внеочередных выборах Ярослав Качинский.

В общем, все как в конце 18 века: Родина в опасности, а шляхта упражняется в гоноре.

А тем временем с приходом в Белый дом Барака Обамы мировая геополитическая мода поменялась коренным образом. Польша оказалась на внешнеполитической периферии, и ныне коренным образом меняется «среда безопасности» Польши.

Во-первых, процесс политических и экономических «демократических преобразований» на западный манер в странах восточнее от польской границы практически безвозвратно замедлился.

Более того, США сокращают свое присутствие в постсоветской Европе в силу того, что «с головой окунулись» в проблематику на Среднем Востоке и антикитайские геополитические проекты.

К тому же, Россия доказала, что ради реализации своих региональных притязаний готова использовать военную силу.

Заигрывание с «византийцами»

К чести прагматичных «тусковцев», они ситуацию «прокачали» быстрее своих оппонентов и сделали вывод: условием укрепления восточной политики Польши является координация своей внешнеполитической деятельности со «староевропейскими» государствами-лидерами и нормализация отношений с Россией.

Нынешнее польское правительство старается воздерживаться от шагов в отношении своих восточных соседей, которые могли бы вызвать негодование в Кремле.

В качестве подтверждения приведем два примера. Польско-шведская инициатива «Восточное партнерство» не упоминает о членстве стран-адресатов в Евросоюзе, а премьер-министр Польши Дональд Туск публично дистанцировался от нашумевшей миссии Леха Качиньского в Тбилиси 12 августа 2008 года.

В этой связи, показательно изменение отношения Варшавы к Украине.

Еще между первым и вторым турами украинских президентских выборов польское издание «Дзенник Газета Правна» опубликовало комментарии относительно украинских выборов Александра Квасьневского, где он подчеркнул, что Виктор Янукович в случае своей победы не станет украинским Лукашенко или Путиным, не желают этого также лица, находящиеся вокруг лидера регионалов и вообще – «президент Янукович – это не катастрофа».

Дальше – больше. Второй тур украинских президентских выборов был честным, выборы были «прозрачными и демократическими», заявил в интервью РИА Новости бывший вице-премьер Польши, лидер партии «Самооборона» Анджей Леппер, наблюдавший в Киеве за ходом голосования в составе миссии Международной организации по наблюдению за выборами в странах СНГ CIS-EMO.

Бывший вице-премьер Польши отметил также, что «благодаря форме избирательного бюллетеня, результаты выборов практически невозможно было фальсифицировать».

Особо следует отметить заявление премьер-министра Польши в 2001-2004 годах Лешека Миллера: «Победа Виктора Януковича на выборах президента Украины изменила тон польской прессы в отношении украинской политики».

По мнению экс-главы польского правительства, многие политики и журналисты в Польше несколько лет активно создавали негативный образ Януковича.

«В Польше существовала чрезвычайно упрощенная схема: Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко - это настоящие истинные демократы, которые хотят, чтобы Украина была государством, реформируемым по образцу западных демократий, вступила в НАТО и ЕС; а Виктор Янукович - политик пророссийский, с негативным имиджем, который хотел бы сделать Украину чуть ли не частью России. Это очень примитивное понимание. И у части поляков до сих пор осталось такое восприятие, во многом благодаря как политикам, так и польской прессе», - отметил Миллер.

По его убеждению, сейчас поляки «постепенно приходят к выводу, что этот образ был неправдивый, понимают, что воля самих украинцев была выражена ясно - Виктор Янукович ближайшие пять лет будет президентом».

Бывший премьер-министр Польши также считает, что в последнее время и тон польской прессы стал заметно меняться. «Уже нет таких яростных нападок на Януковича, какие были пару лет назад. Журналисты, формирующие общественное мнение, уже все чаще пишут о том, что нужно уважать выбор народа и сотрудничать с новой украинской властью», - подчеркнул Миллер.

Судя по всему, либералы Туска—Коморовского подобной тональности и будут придерживаться по отношению к Украине и не станут делать резких движений, чтобы не разозлить Москву (да и, собственно, обамовский Вашингтон тоже, впрочем, как и Берлин).

Долго ли они продержатся у власти?

Очевидно, что до первых серьезных проблем в экономике (пока нынешнему польскому правительству удается управлять кризисом). А далее, все равно «природа возьмет свое».

Ведь тысячелетиями смыслом существования Польши был тот самый пресловутый «гонор» и цивилизаторская миссия на Восток и борьба с «дикими московитами» и «заблудшими схизматами».

В ожидании возвращения неоконов

Для польского сознания линия Керзона – это абсолютно искусственная граница, и земли восточнее ее «исконно польские», исторически принадлежавшие польским или полонизированным землевладельцам.

На бытовом уровне редкий «сознательный» поляк признает, что Львов или даже Киев — это не польские города.

Поэтому, на протяжении фактически последних двадцати лет идеологическая машина победителей в «холодной войне» (от различных совместных проектов Балто-черноморской дуги и до знаменитого гоффмановского фильма «Огнем и мечом») по кирпичикам восстанавливала от Балтики до Черного моря постмодернистский вариант «посполитой» идеи 16 века с ее романтическим мифом о всеобщей толерантности между поляками, литовцами, белорусами и украинцами в пределах «Великой Сарматии».

Кстати, «оранжевая» революция считается «этапным» событием на этом пути. В то же время, в варшавских интеллектуальных кругах стойко убеждение, что сами украинцы не смогут отстоять «завоевания революции» (что и продемонстрировали нынешние президентские выборы), а следовательно Польше надо продолжать осуществлять «патрональную» политику.

Показательно, что покойный президент Польши Лех Качиньский, поздравляя с победой Виктора Януковича, заявил журналистам, что не может сказать, что рад победе Януковича, «но время покажет, как сложится судьба Украины».

Впрочем, это не удивительно. Ведь одной из «ключевых» позиций президентской предвыборной программы Леха Качиньского был тезис о необходимости окончательного демонтажа Советской империи как о залоге избавления от «российской угрозы».

Однако, время сейчас работает не на Варшаву.

В идеологическое „подполье” вынужден уйти даже архитектор знаменитого антироссийского „НАТО-бис” упомянутый экс-президент Лех Валенса, который в недавнем интервью телеканалу ТВi заявил, что верит в то, что Президент Украины Виктор Янукович обеспечит свободу слова в Украине. „Я со многими делами вашего Президента не соглашаюсь, но если вы придете к нему с аргументами, ищите правового решения и тогда вы получите положительную реакцию. Я верю в этого Президента, независимо от того, что у нас разная политическая ориентация”, - сказал легендарный лидер „Солидарности”.

Что уж тут поделать, обамовская «перезагрузка» заставляет Варшаву считаться с Москвой, смирить свой гонор и мириться с приходом «византийцев» на «своих» исторических окраинах («кресах»).

И ждать возвращения в Белый дом американских неоконсерваторов с их концептом России как «империи зла», «царства Гогов и Магогов». Тогда именно Украина опять станет ключевым плацдармом в этой «священной войне», а Варшава главным «куратором» этого плацдарма.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram