ГоловнаПолітика

Глубоко вооружаемый друг

Украину посетил с официальным визитом президент Азербайджана Ильхам Алиев. Чиновники двух стран отказались детализировать информацию о проектах военно-технического сектора, обсуждавшихся в ходе визита. Украина крайне заинтересована в дальнейшей военно-промышленной дружбе с Азербайджаном, хотя оружейную дорогу Киеву уже стремятся перейти поставщики и компании из Израиля, Южной Кореи и Южной Африки. Так что один из немногих козырей Киева в конкурентной борьбе с другими – крепить личную президентскую дружбу.

Глубоко вооружаемый друг

По оценкам Центра исследований армии, конверсии и разоружения, Азербайджан является одним из крупнейших оружейных партнеров Украины на пространстве СНГ. На реализацию оборонно-промышленных программ с этой страной приходится около 7% от общего объема оружейного экспорта Украины по итогам 2009 года.

Военный рынок Азербайджана – бурно растущий и, что самое главное, платежеспособный. Баку оплачивает военные поставки без проволочек. Кроме того, за пять последних лет оборонный бюджет для 67-тысячной армии Азербайджана существенно вырос. На 2010 год финансирование вооруженных сил этой страны определено на уровне $1,504 млрд. Для сравнения, оборонный бюджет Украины на 2010-й при 200-тысячной армии – почти в два разе меньше, нежели у Азербайджана. Военная дружба началась в 1995 году, когда после начала военного конфликта между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха Киев отозвался на просьбу Баку и осуществил ряд поставок тяжелой военной техники, в частности танков, в эту страну. Армения же традиционно опирается на военную помощь со стороны России.

Гонка вооружений

После того как противники согласились на подписание соглашения о прекращении огня, которое вступило в силу 12 мая 1994 года, в Закавказье идет региональная «холодная война».

Ситуация вокруг Нагорного Карбаха юридически остается неразрешенной. Тактическое преимущество с военной точки зрения имеет Армения. Захватив ряд районов Азербайджана, армяне обеспечили беспрепятственную связь между НКР и Арменией: прикрыли северное направление установлением контроля над основными путями через Муровдаг; обеспечили южное направление выходом к иранской границе; получили возможность развернуть на восточном направлении цепь опорных пунктов на господствующих высотах, прикрытых равнинной полосой обеспечения; получили контроль над важным транспортным узлом – Агдамом и рокадной дорогой Мардакерт-Агдам-Мартуни-Физули.

Такое начертание границ обеспечивает армянским силам устойчивость в случае возобновления боевых действий. Проблемой является лишь то, что реальных шансов на правовое закрепление за собой этой территории у них практически нет. Не идя на уступки в данном вопросе, армянская сторона обрекает себя на неопределенно долгое нахождение в подвешенном состоянии в условиях отсутствия международной легализации своего контроля над Карабахом и на перманентную гонку вооружений с Азербайджаном при несопоставимых экономических ресурсах.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев знакомится с модернизированным вертолетом Ми-24G. На переднем плане – транспортно-пусковой контейнер с управляемой противотанковой ракетой ПТРК «Барьер-В» разработки ГосККБ «Луч»

Уже сейчас позиционное преимущество армян в некоторой степени обесценивается по мере перехода азербайджанской армии на качественно иной уровень благодаря осуществляемым в последнее время закупкам дальнобойных ракетных и артиллерийских систем. Среди них – ракетные комплексы «Точка-У», РСЗО «Смерч» и «Lynx», 203-мм самоходные пушки 2С7 «Пион». Эти вооружения способны поражать цели глубоко в тылу армянских позиций, в том числе малоподвижные системы армянской ПВО. Роль дальнобойных артиллерийских систем азербайджанской армии может возрасти в случае организации их успешного взаимодействия с закупленными Азербайджаном в Израиле беспилотными летательными аппаратами.

Но это расклад собственно азербайджанский. А для украинской «оборонки» эта страна важна и в силу ряда иных причин.

Сначала Баку, потом – Киев

Первая – это ресурсы, которых от родного Минобороны просто не дождешься. Вторая причина интереса отечественных промышленников к Азербайджану – его армия, выступающая полигоном, на котором идеи украинских оружейников находят практическое воплощение. Уже стало едва ли не правилом, что сначала образцы вооружений модернизируются или создаются под заказ ВС Азербайджан, а потом эта техника находит место в боевом строю армии Украины.

Так, именно для Азербайджана в 2006-2007 годах Украина выполнила контракт на поставку 14 самолетов МиГ-29, а также запчастей и вооружения к ним. Контракт интересен тем, что впервые наша страна экспортировала МиГ-29 уже как модернизированные истребители, причем без привлечения к работам российской стороны. После чего Львовский государственный авиационный ремонтный завод начал модернизацию МиГ-29 уже для ВС Украины. Правда, для родной авиации пока готовы лишь две машины. Также Азербайджан приобрел новый украинский авиационный тренажер для МиГ-29, который лишь в прошлом году был поставлен на вооружение отечественной армии.

Сейчас ЮАР и Украина продолжают работу над совместной программой по модернизации ударных вертолетов Ми-24 для ВС Азербайджана. Первые усовершенствованные Ми-24 были продемонстрированы Баку в июне 2010-го. Вертолеты, получившие обозначение Ми-24G («G» – Gecæ, по-азербайджански «ночной»), были модернизированы южноафриканской компанией Advanced Technologies and Engineering, Конотопским авиаремонтным заводом «Авиакон» и предприятием «Государственное киевское конструкторское бюро "Луч"». Основой для усовершенствования стал разработанный южноафриканской компанией пакет модернизации Ми-24 Super Hind Mk.4. Компактная гиростабилизированная электронно-оптическая система целеуказания и наблюдения, созданная подразделением Denel, установлена в носовой части для обеспечения возможности выполнения задач в ночное время суток и в сложных метеоусловиях. Основной ударной силой вертолета Ми-24G стал новый противотанковый РК «Барьер-В», разработанный украинским ГосККБ «Луч». Вероятно, Азербайджан является первым экспортным заказчиком данного комплекса.

Не исключено, что Минобороны Украины также заинтересует возможность сотрудничества с ЮАР для модернизации вертолетов уже отечественных Ми-24 – с учетом опыта «Авиакона» и ГосККБ «Луч». Тем более что вариант Ми-24G уже прошел испытания с пусками управляемого вооружения и доказал свою эффективность на практике. Президент Азербайджана, Верховный главнокомандующий Ильхам Алиев ознакомился с модернизированным вертолетом Ми-24G 24 июня 2010 года, когда в Азербайджанской Республике проходили крупномасштабные оперативно-тактические учения. Поговаривают, что Ильхаму Алиеву такой универсальный вертолет понравился.

Но важно и другое. Помимо приобретения вооружений за рубежом, Азербайджан стремится наладить и собственный военно-промышленный комплекс, создано Министерство оборонной промышленности. По данным этого ведомства, объем продукции военного значения в 2009 году вырос в три раза по сравнению с 2008-м. В Азербайджане производится стрелковое оружие, минометы, снаряды и патроны и бронированная техника.

В 2009-м в кооперации с южноафриканской компанией Paramount Group в Азербайджане началось производство бронеавтомобилей Marauder и Matador. Пока главный партнер Баку в военной сфере – это Турция. В 2009 году азербайджанское предприятие Iqlim и турецкая компания Roketsan заключили соглашение о совместном производстве многоствольных ракетных установок калибра 107 и 122 мм. В перспективе азербайджанские власти намерены наладить производство турецких танков, израильских бронетранспортеров и собственных беспилотных летательных аппаратов. Если это случится, то доля Украины в оружейном импорте Азербайджана существенно ужмется.

Сможет ли дружба президентов Украины и Азербайджана сохранить оружейный рынок для Киева – вопрос пока открытый…

Сергій ЗгурецьСергій Згурець, головний редактор журналу Defense Express
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram