Причиной для разбирательства послужил договор о совместной деятельности, который стороны заключили в июле 2006 года.
В 2009 году Мариупольский морпорт по поручению Государственного департамента морского и речного транспорта Минтранссвязи подал иск в Хозяйственный суд Донецкой области с требованием расторгнуть документ. Однако в конце прошлого месяца в его удовлетворении истцу было отказано. В решении суда отмечается, что поручение ведомства не может служить законным основанием для разрыва договора, так как только стороны, его заключавшие, имеют право определять его условия и срок действия.
Кроме того, суд констатировал: апелляция морпорта в исковом заявлении к распоряжению правительства - безосновательна, так как в документе рекомендуется разорвать лишь те договоры, которые грозят государству отчуждением собственности и являются «неэффективными». Однако этого в ходе судебных разбирательств морпорт не смог доказать.
Изначально идея расторгнуть договоры о совместной деятельности между государственными морскими портами и частными стивидорными компаниями принадлежит Кабинету Министров. В распоряжении №703-р «Вопросы заключения некоторых договоров», опубликованном в мае прошлого года, правительство рекомендовало аннулировать те договоры, которые противоречат интересам морских портов. А в марте 2009-го Государственный департамент морского и речного транспорта Минтранссвязи, руководствуясь правительственным распоряжением, обязал морские порты расторгнуть со всеми стивидорами договоры о совместной деятельности.
Эти два документа были указаны в исковом заявлении Мариупольского морского торгового порта (ММТП) в качестве причины, по которой он требует аннулировать договор со «Скиф Шиппинг». Тем не менее решение Хозсуда Донецкой области показало, что у Минтранса нет полномочий для того, чтобы обязать морпорты разрывать договоры со стивидорами в одностороннем порядке.
К тому же морпорт не сумел доказать, что «Скиф Шиппинг» посягает на госсобственность и работает неэффективно. По условиям договора, эффективность работы компании определяется объемами перевалки грузов. Согласно документу, «Скиф Шиппинг», начиная с 2006 года, за 10 лет обязалась довести перевалку металлогрузов на причале №10 ММТП до 1,8 млн. тонн в год. Суд постановил, что порт не сумел доказать, что это условие было нарушено. А следовательно, договор нельзя признать неэффективным.
Для Рината Ахметова победа над Мариупольским портом крайне важна, пишет издание. Дело в том, что стивидорная компания «Скиф Шиппинг» является важным звеном логистической цепочки. Она обеспечивает перевалку грузов, которые идут на экспорт с основных металлургических предприятий холдинга «Метинвест» - «Азовстали», Енакиевского металлургического комбината, Макеевского метзавода и Харцызского трубного завода.