ГоловнаПолітика

Олександр Данилюк: «МВФ не буде тягнути нас роками»

С новым министром финансов Александром Данилюком связаны большие ожидания. Его ведомство, если разобраться, одно из ключевых в структуре Кабмина. Хотя бы потому, что от его деятельности напрямую зависит благосостояние страны.

Едва заняв должность, Данилюк обозначил одним из главных приоритетов интенсификацию сотрудничества с МВФ. То есть, говоря человеческим языком, получение Украиной третьего транша. Выделить его должны были еще в конце прошлого года – затянувшийся политический кризис помешал. Кроме того, выделяли под гарантии, в том числе, неофициальные – премьера Яценюка и главы Минфина Яресько. Людей для МВФ понятных и прогнозируемых. Соответствуют ли аналогичным критериям Гройсман и Данилюк? Поймем уже в июле – по результатам заседания совета директоров МВФ, которые и примут решение по «украинскому кредиту».

Еще один важный вызов министра – реформирование ГФС. Формально ведомство Романа Насирова подчинено Минфину, но на практике представляет собой абсолютно автономный организм. Данилюк утверждает, что справится с его «перевоспитанием», иначе – сам готов уйти с должности. Стоит отметить, от не/успеха данного мероприятия, зависит репутация не столько даже Данилюка, сколько целого Гройсмана, присягнувшего разобраться с таможней и налоговой в кратчайшие сроки. Первостепенно для того, чтобы повысить поступления в бюджет.

Об этом, также – о повышении пенсионного возраста, ликвидации налоговой милиции (которая и так уже практически вне закона), собственных офшорах, Данилюк подробно рассказал в эфире программы «Левый берег с Соней Кошкиной», текстовую версию которой представляем сегодня вниманию читателей LB.ua.

Относительно транша МВФ: «уверен, будет положительное решение»

Одним из главных своих приоритетов – сразу по вступлению в должность – вы объявили интенсификацию сотрудничества с МВФ. Ожидалось, третий транш мы получим в конце прошлого года, однако этого не случилось до сих пор. Ближайшее заседание совета директоров МВФ – в июле, именно там будет решаться судьба 1.7 млрд долларов для Украины. Каков ваш прогноз по этому траншу и насколько он для нас критичен?

Я настроен оптимистично. Думаю, решение будет позитивным, поскольку миссия уехала (представители МВФ работали в Украине с 10 по 18 мая - С.К.), получив ответы на все вопросы. У нас сложился конструктивный диалог, а это самое сложное в данном процессе, остальное - уже технические моменты. Нужно выполнить ряд условий...

А Верховной Раде принять ряд законопроектов…

Да, это в первую очередь. После, в июле, соберется совет директоров (МВФ - С.К.), и, я уверен, примет позитивное решение.

Но деньги-то, повторяю, мы должны были получить еще в конце прошлого года.

Мы не могли достичь соглашения с миссией.

Плюс начался правительственный кризис. Смотрите, раньше неформальными гарантами соблюдения условий МВФ (что очень важно для Фонда) выступали персонально премьер-министр Арсений Яценюк и министр финансов Наталья Яресько. При всем уважении, не думаю, что Владимир Борисович и вы – настолько понятные для МВФ люди, чтоб они могли бы воспринять в подобном качестве вас. Итак, кто гаранты сегодня.

Я и Гройсман, да. Несмотря на ваш скепсис.

Может, Бальцерович и Миклош?

Тем не менее, я повторю: гарантами выступаем я и Гройсман. Мои отношения с МВФ начались не месяц назад, когда я занял должность министра финансов. С Фондом я работаю достаточно давно, за это время выстроились хорошие, доверительные отношения. Все вопросы, к которым я подключался, всегда вытягивал на положительный результат.

К тому же руководство МВФ и непосредственно миссия, неплохо знают Владимира Борисовича (Гройсмана - С.К.) еще по работе вице-премьером и главой парламента. Да и Президент является главной опорой.

Фото: 24tv.ua

Все-таки роль Бальцеровича и Миклоша преуменьшать не стоит.

У меня не было такой цели. Обоих я знаю хорошо. С Иваном (Миклошем - С.К.) сложились хорошие - и профессиональные, и дружеские - отношения. Но МВФ работает с властью, это ключевое.

А они выступают исключительно в роли советников?

Да. Помогают советом, поддержкой.

«МВФ просит провести сбалансированную пенсионную реформу»

Итак, насколько критичны для нас ожидаемые 1,7 млрд долларов?

Мне кажется, тут неправильная постановка вопроса. Взаимодействие с МВФ - это не подачка, а возможность финансировать реформы, прожить то время, когда мы меняем страну. Нам не хватает перспективы, мы живем сегодняшним днем и - без изменений - темпы нашего развития будут еще хуже нынешних. Таковы правила мировой экономики. Ну, и чтобы возвращать накопленные за все годы долги - в 2018-м или 2020-м году - нужна работающая экономика, которая позволит генерировать деньги и возвращать их, также - доступ к рынку.

МВФ не будет тянуть нас годами. И Мировой банк не будет. Они предоставили нам короткое окошко для проведения реформ, а дальше - как суверенное государство - мы должны поддерживать себя сами, иначе мы ничего не стоим.

Как мы уже говорили, Верховной Раде необходимо принять ряд законопроектов из так называемого «пакета МВФ», но вот данные по их количеству расходятся. Нелюбимый вами Дмитрий Шимкив говорил о 17 законопроектах, вице-премьер Кубив - о 14, вы недавно вели речь о 8-9. Сколько же их в действительности?

Я бы не применял к Дмитрий Шимкиву определение «любимый»/«нелюбимый», я уважаю всех.

У вас – еще со времен совместной работы в АП - очевидный конфликт (и Шимкив, и Данилюк занимали должности замглавы АП - С.К.).

Может, у него есть конфликт, у меня - нет. Я работаю со всеми, для меня главное, чтобы был результат. И с Шимкивым также продуктивное сотрудничество, что бы там не говорили.

Так сколько законопроектов необходимо принять?

Данные законопроекты - структурные маяки. У нас нет обязательства принять столько-то, скажем, 20 законопроектов. Но ключевые мы обязаны проголосовать до того, как парламент уйдет на каникулы. А таких реально 15. К тому же нужны еще два - для получения макрофинансовой помощи ЕС.

Оппозиция, в частности, Юлия Тимошенко и Олег Ляшко, требуют обнародовать полный текст меморандума с МВФ. Насколько я понимаю, сие противоречит правилам Фонда.

Меморандум будет обнародован после того, как его подпишут, пока что этого не случилось. А все эти инсинуации, размахивания документами - игра на публику, и люди на это ведутся.

В сотрудничестве с МВФ есть несколько вопросов, которые крайне волнуют общественность. К примеру, пенсионный возраст. Господин Миклош в интервью LВ.ua сказал следующее: «Возраст выхода на пенсию необходимо менять. Это очень непопулярная, но необходимая реформа, без нее система неустойчивая». Будет ли, согласно, требованиям МВФ, подниматься пенсионный возраст?

Фото: 24tv.ua

Пенсионная реформа - это не вопрос требований МВФ. Говорить, что кто-то нас к чему-то принуждает - популизм. В ходе своей работы я пришел к понимаю того, что проводить пенсионную реформу необходимо, поскольку Пенсионный фонд не сбалансирован. Мы дотируем его деньгами налогоплательщиков, т.е. сами себя обманываем. Конечно, пенсионная реформа должна быть справедливой - такой, которая позволит людям получать стабильную, нормальную пенсию.

То есть, в проекте соглашения с МВФ требования повысить пенсионный возраст нет?

Нет. МВФ просит провести сбалансированную пенсионную реформу. Чтобы те, кто не имеет права на пенсию, ее не получали. К тому же за эти годы было принято много популистских решений, убивающих саму идею Пенсионного фонда. Есть выплаты, какие-то льготы, которые выплачиваются сейчас через ПФ, хотя должны идти через бюджет. На данном этапе мы хотим отделить мух от котлет, сбалансировать систему. Некоторые элементы повышения пенсионного возраста возможны, но пока об этом речь не идет.

Еще один животрепещущий вопрос - повышение коммунальных тарифов. Ближайшее Владимир Гройсман уже анонсировал. Это – тоже требование МВФ?

Да. Как известно из предыдущих меморандумов, МВФ требовал перейти на 100% тариф в 2017 году, то есть через год. Мы приняли политическое решение сделать это раньше, чтобы ускорить реформу в энергетическом секторе и убрать возможности для коррупции.

Полагаете, повышение тарифов для населения убьет коррупцию в энергетической сфере?

Существование двух тарифов - рыночной цены и более низкой - это и есть чистой воды коррупция. Потому что очень много людей пытаются этим воспользоваться - купить газ задешево, а потом продать задорого. Такая система существовала многие годы, из-за нее теряются очень большие деньги. Как бы мы не старались, закрыть эту систему, без единой цены это невозможно. Повышение тарифов, без сомнения, - болезненное решение, но оно должно быть компенсировано субсидиями.

Механизм субсидий слишком несовершенен на сегодняшний день.

Очень многое сделано для того, чтобы приблизить его к совершенству. К тому же у нас есть еще время до 1 октября (до старта отопительного сезона - С.К.), чтобы повысить эффективность механизма субсидий. В прошлом году была сделана огромная работа, в текущем ее нужно продолжить - деньги в бюджете предусмотрены. Финансово пострадать люди не должны.

«Россия оказывала серьезное давление, чтобы Украина отказалась от подписания Договора про ассоциацию»

В настоящее время в Лондонском суде продолжается рассмотрение дела “Россия против Украины” - относительно 3 млрд кредита, который РФ предоставила нам осенью 2013 года. С политической точки зрения, это расценивалось как «благодарность» за отказ Украины от европейского курса. Насколько мне известно, украинское правительство наняло адвокатов, которые представляют интересы государства в Лондонском суде. Что это за адвокаты и кто оплачивает их услуги?

В основном, британские юристы. Оплачивает услуги Украина.

Фото: 24tv.ua

На это идут бюджетные деньги?

Конечно.

Когда ожидается решение Лондонского суда и каким вы его видите?

Возможны разные варианты событий. Если процесс дойдет до конца, это может занять до 2-х лет. А то, о чем вы сказали - про предоплату за политические уступки (Януковича, С.К.) - как раз и есть основа нашей защитной позиции в суде. Мы считаем, что Россия оказывала серьезное давление, чтобы Украина отказалась от подписания Договора про ассоциацию. Как только это произошло – возникли волнения на улицах, которые переросли в революцию. И наши возможности по привлечению финансирования резко сократились. К тому же осенью 2013 года Россия ввела торговые санкции, вынуждающие Украину согласиться на кредит. И таких действий было много. А затем последовала аннексия Крыма, сильнейший удар по экономике, что значительно ограничило наши возможности по выплате займа. Все это и легло в основу нашей защиты. Подготовке обоснования пришлось уделить очень много внимания, мы даже попросили дополнительное время, поскольку я пришел только в середине апреля (на должность министра финансов в Кабинете министров Гройсмана - С.К.), а срок (подачи документа - С.К.) был ограничен. Но мы правильно использовали время и совместно с другими министерствами наработали хороший документ. У нас достаточно сильная позиция.

Во сколько обходятся услуги международных адвокатов?

Я не готов дать конкретный ответ, поскольку суд по российскому кредиту – лишь маленькая часть нашей глобальной защиты по искам против России.

Остальные иски же Минюст курирует.

В данном случае команда Минюста тоже была задействована. Но когда подписывали соглашение с юристами, я работал в Администрации президента.

«Вопрос об увольнении Насирова пока не стоит»

Вступая в должность министра финансов, вы заявляли, что еще не готовы говорить о целесообразности увольнения Романа Насирова, главы формально подчиняющейся вам Государственной фискальной службы. Дескать, поживем – увидим, хотя работа самого ведомства и вами, и премьером нещадно критиковалась. Прошло полтора месяца, ясность появилась?

Все это время я был, в основном, занят работой с МВФ и иском к России относительно 3 млрд долларов. Но разобраться в деятельности ГФС для меня, конечно, тоже важно, поскольку я был в комиссии, которая меняла бывшее руководство - Игоря Билоуса, в частности.

Проблема ГФС - в недореформированности. У меня есть четкий план, как реформировать ведомство. В ближайшее время я обозначу, какие действия хочу увидеть от Романа Насирова.

Именно от Насирова?

Да, от Романа Насирова. Я хочу поставить четкие параметры и рассчитываю, что он как руководитель службы, будет их выполнять в ходе реформирования ГФС. Если это сделано не будет, у меня появятся все основания поставить вопрос о его несоответствии занимаемой должности.

Сколько потребуется времени на решение этого вопроса?

На определение параметров (для Насирова и реформирования его ведомства, - С.К.) нужно дней 10. Я хочу сфокусироваться и сделать все качественно.

Публично вы эти параметры озвучите?

Конечно. Обязательно. Более того, я хотел бы внедрить такую практику на постоянной основе. Есть показатели – выполняешь. Надеюсь, в будущем так и будет. Что касается сроков (выполнения, - С.К.), пока трудно об этом говорить.

Фото: 24tv.ua

Все же, два месяца? Три?

Дедлайны будут, поскольку будет четкий план. Но если будет замечено саботирование с первых дней, встанет вопрос об отставке господина Насирова. У мены публичная позиция, извините. Хотя я такого (саботажа, - С.К.) от него не ожидаю.

То есть вопрос об увольнении Насирова пока не стоит?

Нет.

А у вас есть реальная возможность влиять на формально подчиненную вам ГФС? Она ведь как была, так и остается одним из самых коррумпированных звеньев.

Инструменты влияния были всегда, но эффективно не использовались. Очень часто на деятельность ГФС закрывали глаза, никто не хотел с ней связываться. Я же обозначил контроль над ведомством своим приоритетом, значит, теперь это моя ответственность. И если я не буду с ней справляться, уйду с должности сам.

А инструментов влияния у меня три:

  • законы - хотя это долгий процесс, который зависит от голосования парламента;
  • решение Кабинета министров;
  • приказы министра.

Этим путем я буду двигаться.

Вы сейчас напоминаете Наталью Яресько (экс-министр финансов - С.К.), которая на вопрос об увольнении Насирова так же отвечала: «Дайте мне какое-то время, я разберусь. Вот три месяца Насиров поработает… » А Насиров-то пересидел Яресько. И вас, думаю, тоже пересидит.

Вопрос не в том, кто кого пересидит. Вы смотрите на действия и на результат. У меня есть правило в работе: если я что-то сказал – я это не забываю.

Дело же не в том, держите ли вы свое слово. Просто на Насирове завязано слишком много «ниточек».

Я не воюю с Насировым. Он - глава службы, которая находится в координации Минфина. Нас постоянно подталкивают к переходу на персоналии, мне кажется, это не очень эффективно. Я говорю о системных изменениях, которые входят в мои полномочия и которые должны приносить результат.

Насирова напрямую связывают с Хомутынником. А Хомутынник - равно голоса для Владимира Гройсмана с парламенте. Если негласные договоренности с фракциями и депутатскими группами, прежде всего с группой Хомутынника, не соблюдать, то и голосов не будет. В том числе и под законопроекты МВФ. И даже если вы хотите исправить ситуацию к лучшему, возможностей у вас не так много. Ведь ваша активность может сильно «аукнуться» в парламенте.

Я даже не хочу это комментировать.

Можете не комментировать, но не считаться с этим не получится.

Когда мне начинают приводить подобную аргументацию, я начинаю злиться, потому в этой стране необходимо что-то менять. Иначе экономика развалится полностью, начнут уходить инвесторы. Ситуация уже не самая лучшая.

Фото: 24tv.ua

Инвесторы уходят уже давно.

Инвесторы еще есть, и хотя бы поэтому нужно что-то менять. Всегда найдется аргументация, почему - по политическим соображениям - нужно придержать какие-то решения, но меня это не очень беспокоит. По образованию я инженер, и если не вижу логики, никакая политика не поможет закрыть проблему.

ГФС должна быть реформирована, неважно, кто за кем стоит. Она должна быть реформирована, потому что иначе все эти непопулярные шаги - повышение тарифов, в частности, ни к чему не приведут. Нам же нужно, чтобы в страну начали заходить деньги. А если ГФС не будет работать, все это абсолютно бесполезно!

Хомутынник продолжает зарабатывать на таможне?

Я не знаю. Я не считаю деньги Хомутынника.

Это несерьезный ответ от министра финансов. Еще раз: Хомутынник зарабатывает на таможне?

Я не знаю. И даже не собираюсь отвечать на этот вопрос.

«Конверты» (конвертационные центры - С.К.) существуют, они работают?

Они регулярно закрываются!

Что-то закрывается, что-то открывается.

В том-то и дело. И мне это очень не нравится. Мы закрываем, а проблема остается. Мне показывают документацию, а там все компании закрыты в один день. Попробуйте закрыть свой бизнес в течение одного дня или хотя бы месяца! Да, налоговая вам все руки выкрутит, не даст закрыть. А здесь умудряются закрываться течение одного дня, и ведь явно же с чьей-то помощью!

У вас был разговор с Президентом на эту тему? Вам выдали политический мандат на наведение порядка на таможне?

Конечно!

И на смещение Насирова, если потребуется? Даже вопреки неофициальным договоренностям власти с Хомутынником?

Я - человек, который занимается системными вещами и Президенту об этом известно. Я знаю, что необходимо делать с таможней и я это буду делать. Если какие-то персоналии встанут у меня на пути, этот вопрос будет подниматься.

«Мобильные группы быстро превратились в рэкетиров»

Владимир Гройсман, вступая в должность премьера, обещал первым делом навести порядок на таможне и в налоговой, что обусловлено необходимостью скорейшего наполнения бюджета. Что-то подобное во время своего премьерства опробовала Юлия Тимошенко, запустив программу «Контрабанда СТОП». Благодаря этому таможенные поступления в бюджет (таможню тогда возглавлял Валерий Хорошковский) увеличились в два раза за два месяца. За 1,5 месяца работы вашего правительства удалось уже что-то сделать в этом направлении?

Работая над данным вопросом, мы обращались, в том числе, и к опыту Юлии Владимировны. В частности, практике запуска мобильных групп реагирования (межведомственные мобильные группы из представителей разных силовых ведомств в 2005 году при Тимошенко имели широкие полномочия по досмотру грузов, могли доначислять налоги и таможенные платежи, - С.К.). К сожалению, она была не совсем удачной. Мобильные группы быстро превратились в рэкетиров (в 2005 году, - С.К.). Но вот на базе этого опыта - но поменяв подход - мы запускаем такие мобильные группы, с четкой координацией деятельности из центра, без какой-либо самодеятельности.

Конкретные цифры уже можете назвать?

Изменения, которые сегодня внедряются, не предусматривают резкого увеличения поступлений. Мы вопрос прорабатываем комплексно. Месяц назад поменялась процедура выбора таможенного инспектора. На прошлом заседании Кабинета министров были приняты еще три инициативы. В частности, введение «единого окна», которое позволяет урегулировать тот беспредел, который сегодня происходит.

«Окно» уже работает?

Мы только его запустили. Думаю, нужно чуть меньше месяца, чтобы оно заработало в полную силу. Потому что принимать решения на Кабмине - одно, важно следить, чтобы эти решения реализовывались. Вот, допустим, автоматический выбор инспектора работает не везде.

Фото: 24tv.ua

Потому что люди на местах в этом не заинтересованы!

Просто за этим нужно следить.

И кто это должен делать?

Минфин. Не потому, что мы не доверяем ГФС. Реализовывать проекты и контролировать процесс должны разные ведомства, чтобы не было конфликта интересов. Мы приняли решение: ГФС реализует, мы - мониторим эффективность.

Если вам известны случаи проявления коррупции в ГФС, почему вы не задокументировали их и не предъявили следственным органам?

Потому что в нашей стране это - хроника. Нарушений очень много, сплошные нарушения, и никто не привлекается к ответственности. Это - глобальный вопрос!

Вот когда у Геннадия Москаля проблемы на таможне, он кричит об этом на всю страну! Шантажирует центральную власть своей возможной отставкой и добивается результата. Берите пример, что вам мешает?!

Кричать на всю страну? Хм…

Вернемся к мобильным группам. Они уже работают?

Они еще не запущены. Здесь очень важно предварительно отработать механизм взаимодействия между тремя органами – Пограничной службой, Национальной полицией и таможней.

«Налоговая полиция сегодня - в большей части - своей вне закона»

Еще одна ваша инициатива касается ликвидации налоговой милиции. Процитирую вас: «У меня есть практический план, как ее ликвидировать». Что за план, как вы собираетесь это делать?

Здесь очень важно, какой будет конечная модель. Ее мы видим так: это - служба, которая будет выполнять аналитические функции, бороться со схемами, позволяющими избежать налогообложения и другими экономических преступлений против государства. Это требует принятия отдельного закона, соответствующий его проект я внесу в ближайшее время на рассмотрение Кабмина. Над ним я работал несколько лет, с группой депутатов мы выработали единую модель, именно этот проект закона и будем инициировать.

Похожий проект закона внес в Раду Арсений Яценюк еще в 2014 году, но его отозвали. Он, в частности, предусматривал превращение налоговой в Службу финансовых расследований.

Я присутствовал на том расширенном заседании Кабмина в клубе Кабинета министров, когда рассматривался данный законопроект. И я выступил категорически против него. Потому что он прописывал просто механическое объединение функций всех органов, которые занимаются экономическими преступлениями против государств, в один. Никакой оптимизации, никакого изменения подходов, просто объединили в единый орган и считают, что это реформа. А нужно менять подход к работе. Это должна быть аналитическая служба, а-на-ли-ти-че-ска-я!

У Яценюка так вышло по незнанию или из злого умысла?

Вопрос не в этом! Помните, кто тогда был главой Налоговой? Хоменко. И именно он готовил тот законопроект, который не просто сохранял существующую систему, а максимально ее усиливал. Такими реформами должны заниматься новые люди и уж никак не выходцы из налоговой.

Есть еще один интересный факт: налоговая полиция сегодня - в большей части своей - вне закона, поскольку налоговые полицейские часто ссылаются на Закон «О милиции», который давно не действует.

Фото: 24tv.ua

Юридическая казуистика.

Так или иначе, часть службы находится вне закона.

То есть если налоговая милиция возбудит уголовное дело или инициирует проверку против кого-либо, то объект этой проверки может смело обжаловать такие действия в суде?

Вполне, хотя смотря по какой статье. Но в любом случае, такая ситуация недопустима.

Ранее вы говорили, что содержание налоговой милиции превышает ее эффективность. Какие цифры, сколько уходит на содержание?

Чтобы не заниматься популизмом покажу вам две цифры: 553 миллиона гривен ушло на содержание (налоговой полиции, - С.К.), при этом возмещено 520 миллионов. Т.е. более 30 миллионов разница. Сам факт присутствия такой службы должен мотивировать людей не уклоняться от нарушения закона. А по факту тот негатив, который приносит налоговая полиция, наносит гораздо более серьезный урон, нежели небаланс в 30 миллионов.

В публичной плоскости, прежде всего.

Публичная плоскость, инвестиционный климат. И об этом говорят все, иностранные компании - в первую очередь.

Нынешняя Налоговая - это карательный орган, давайте откровенно.

Совершенно точно.

Имея в своем активе такой силовой карательный орган, государству не очень-то хочется от него отказываться.

Не согласен.

“Боятся — значит, уважают”, - говаривал господин Азаров.

Приведу два примера. Британской налоговой, где милиция ни к кому не приходит, просто рассылает письма, к которым все относятся очень серьезно. И есть Американская комиссия по ценным бумагам фондового рынка - SEC. Не дай Бог, брокер или какой-то другой игрок получает уведомление от этой структуры: там нет автоматчиков, но ее боятся очень сильно. Вопрос уважения к органу - это вопрос последствий. А толку-то от людей с автоматами, если с ними потом можно договориться? Какое же это уважение?

«Минфин предпринимает шаги по сокращению возможностей для выведения денег в низконалоговые юрисдикции»

К 1 июня, согласно Бюджетному кодексу, в Верховную Раду премьером и министром финансов должна быть внесена бюджетная резолюция. Этого не случилось, что дало оппозиции основания обвинить вас в срыве бюджетного процесса на семнадцатый год. Не готова бюджетная резолюция?

Готова.

Но по данным авторитетного «Зеркала Недели» - по состоянию на 29 мая - ваши сотрудники не знали, какие показатели в нее вписывать. За три дня (интервью записывалось в среду, первого июня, - С.К.) что-то изменилось?

Хочу напомнить, что бюджетная резолюция вносилась на Кабмин еще в апреле (предыдущим правительством - С.К.).

Фото: 24tv.ua

Но ее отозвали.

И таким образом уже нарушили сроки.

Т.е. в нарушении сроков виноваты «папередники»?

Да. Вопрос теперь в том, как быстро мы должны ее принять. Бюджетная резолюция будет направлена в парламент 8 июня. Она отработана и находится на согласовании в Министерстве экономики и в Министерстве юстиции, после чего поступит в парламент. Хочу отметить, что последние три года бюджетная резолюция не принималась парламентом вообще. И то, в каком она виде сегодня существует, не влияет на бюджет никак.

В этом году бюджет на 2016 год будет пересматриваться?

Конечно, в июле.

Верховная Рада провалила создание комиссии по исследованию офшорной деятельности. Деофшоризация, как и деолигархизации, которую Президент Порошенко объявил ранее, реализуется сегодня только на словах. Не вам ли это, как человеку, которому приписывали офшоры, знать?

Я с удовольствием прокомментирую свои офшоры.

Давайте сперва про деолигархизацию и деофшоризацию поговорим, которые на практике оказались пшиком.

Не то чтобы пшиком. Сегодня Министерство финансов без какой-либо глобальной концепции предпринимает шаги по сокращению возможностей для выведения денег в низконалоговые юрисдикции. Как это работает на практике: деньги не идут напрямую в офшоры, сначала они поступают в юрисдикции, с которыми у нас двусторонние договоры на льготные условия. Это Голландия, Австрия, Люксембург и так далее.

А вот уже после этого средства поступают непосредственно в офшоры. Вот мы взяли на себя обязательства до конца года закрыть пять или шесть таких юрисдикций.

Вы хотите сказать, что закроете Австрию для наших граждан? Очень в этом сомневаюсь.

Мы будем проводить переговоры.

С точки зрения международного права, как вы себе это представляете?

А в чем проблема?

Фото: 24tv.ua

Австрия с этим согласится? Она же на этом зарабатывает!

Согласится. Объясню, почему. Есть такое страшное слово - BEPS, комплекс мер по борьбе с уклонением от налогообложения. Он реализуется в рамках международной организации OECD. Австрия - член OECD, а все подписанты до конца 2017 года должны внедрить эти меры. Т.е. если по двусторонним соглашениям (которые сейчас действует с Украиной, в частности, - С.К.) присутствуют ставки ниже рекомендуемых, они обязаны будут их поднять. Это - двухсторонний процесс, просто мы движемся немножко быстрее.

Что касается моих офшоров…

Как с квартирами Насирова в Лондоне: “ложки нашлись, осадок остался”.

Приблизительно так, да. Я даже один раз неудачно пошутил, позвонил ему (Насирову - С.К.) и сказал: «Роман, плохая новость: мои офшоры оказались зарегистрированы в твоих квартирах». Он не оценил юмора. На самом деле, я могу прокомментировать ситуацию.

Вы уже это делали ранее.

Внесу ясность еще раз: я прожил очень много времени за границей, был руководителем крупного фонда, который работал в разных юрисдикциях.

И оформление офшоров было просто корпоративной необходимостью.

Конечно. С девятого года это вопрос закрыт.

Фото: 24tv.ua

Последний вопрос. В свое время, с 2010 года вы возглавляли Координационный центр реформ при Администрации Президента Виктора Януковича. Можете назвать свои достижения за этот период?

Не хочется нахваливать, но раз вы задали такой вопрос, то расскажу: основы идей всех реформ (в том числе, ныне реализуемых, - С.К.) по каждой отрасли были написаны моей командой. Продуманы, прописаны все риски, что легло в основу тех реформ, которые сейчас проводятся.

Родина оценит?

Пусть лучше не оценивает. Я не ищу положительных отзывов.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram