ГоловнаПолітика

Хроника текущих событий. Часть первая. "Именем 2015-го года"

«Хроника текущих событий» – информационный бюллетень, выпускавшийся самиздатом на протяжении 15 лет. Основное содержание – «сводки» о репрессиях и репрессированных; борьба за права человека в Советском Союзе; максимум сухих фактов, минимум личных оценок. «Хроника» – своеобразная летопись советского режима. Четко и беспристрастно фиксировавшая происходившее в царстве тьмы.

Каждого, кто теоретически мог быть причастным к фиксированию и/или распространению, сажали. После короткого периода «хрущевской оттепели», «гайки» закручивали все стремительнее и немилосерднее.

Читая сохранившиеся экземпляры «Хроники» (частично доступны в сети, - С.К.) – обнаруживаешь слишком много параллелей с современной Украиной. В том числе – относительно методов и темпов «закручивания гаек».

Проанализировав политическую ситуацию, сложившуюся в канун завершения полномочий ВР шестой каденции и начала работы седьмой, LB.ua составил собственную версию «Хроники текущих событий нового времени». Сегодня представляем читателям первую, посвященную парламентской «спикериаде» и «коалициаде», часть.

В качестве кого Литвин войдет в новый парламент - еще вопрос
Фото: Макс Левин
В качестве кого Литвин войдет в новый парламент - еще вопрос

Буря и натиск

Седьмая Верховная Рада начнет работу 12-го декабря. Причем особо затягивать время первых сессий народные избранники не планируют. Главный мотив, как цинично бы не прозвучало, желание пораньше отбыть на новогодние каникулы – все слишком утомлены выборами.

Глобально, формат работы ВР определится даже не в первые дни – часы ее работы.

Набравшись смелости, оппозиция может заблокировать трибуну и начать «качать права». Задача власти – этого не допустить, а наиболее «хлебные должности» и вовсе перехватить.

Ответственный за подготовку «плана-перехвата», как и обычно в таких случаях, Андрей Клюев. От не/успешности операции напрямую зависит его собственная будущность. После разжалования Андрея Петровича из КМУ прошло уже немало времени. Виновные за «крысятничество» сахара со складов Госрезерва покараны, а отношения Андрея Петровича с президентом вполне восстановились. Хотя бы потому, что надежных бойцов типа Клюева у Виктора Федоровича не так много. Да, и фактор наличия у них общего бизнеса (Андрей Петрович прославился тем, что – как утверждает молва – первый некогда предложил Виктору Федоровичу партнерство) никто не отменял.

Несмотря на то, что парламентское большинство – сфера ответственности Клюева, тут не все так гладко. О формировании конституционного – даже путем «докупания» голосов – речь покамест не идет. Во-первых, не за что. Во-вторых, незачем.

Тематические заявления Михаила Чечетова – не более, чем старческая взбалмошность. Порядком, к тому же, раздражающаяся, ставящая в довольно нелепое положение многих его однопартийцев.

На самом деле, при самой оптимистичной математике, «регионалы» насчитывают для себя 230-232 штыка. Это – без коммунистов.

Сможет ли оппозиция отстоять претензию на единоличное голосование, станет понятно совсем скоро
Фото: Макс Левин
Сможет ли оппозиция отстоять претензию на единоличное голосование, станет понятно совсем скоро

Что немало, но явно недостаточно для спокойной работы. Отсюда – стахановские темпы в принятии закона о «референдуме», поспешность с бюджетом и т.д. Пока он есть, ресурс парламентского большинства шестого созыва нужно использовать. А то в седьмом всякое может случиться…

Кроме поста спикера, существуют еще должности вице-спикеров. Также – руководителей комитетов. Все эти «активы» регионалы считают «своими» и делить намерены «по справедливости». То есть – использовать для торговли с потенциальными партнерами.

Оппозиционеры, в то же время, всерьез надеются получить если не первого вице, то хоть «обычного». Не говоря уже о ряде комитетов. Это и регламентом предусмотрено, но в ПР называют подобные аппетиты необоснованными. Посему и рассчитывают провести «спикериаду», да сопутствующий ей дележ должностей, максимально оперативно.

Сценарий изобрели весьма простой – избрать спикера уже в первый день. Сразу, после торжественного зачитывания присяги наиболее старшим по возрасту нардепом (почетная миссия выпадает Ефиму Звягильскому) – без объявления перерыва (в который подписывается текст присяги, совершаются прочие организационные действия).

В этот-то перерыв оппозиция намеревается намертво заблокировать трибуну, требуя свободы политическим заключенным, мира во всем мире и т.д. Власти подобный перфоманс, разумеется, не нужен. Более того, даже в ОО наличествуют умники, призывающие к «мирным переговорам» (как будто они возможны и что-то дадут. Впрочем, об этом ниже). Более того, провести его при наличии свежеизбранного спикера не так-то просто.

Оппозиция шестого созыва смогла немного попортить нервы большинству
Фото: Макс Левин
Оппозиция шестого созыва смогла немного попортить нервы большинству

Процедурой подобное «избрание», конечно, не предусмотрено. Но ВР уже знавала случаи «оформления специальным постановлением результатов вот того вот голосования». Оппозиция каждый раз возмущалась, однако «глотала» откровенный беспредел.

Что заставляет сомневаться: регионалы и на сей раз не побрезгуют нарушить писанные правила? Мотив-то имеют благородный – «конструктивная работа Рады».

Лица

Единственная «загвоздка» – отсутствие в рядах самих бело-голубых согласия насчет фигуры спикера.

Понятно, окончательное решение – за Виктором Федоровичем Януковичем. А он себя ведет несколько странно, слишком многим из тех, с кем общается регулярно, напоминая «позднего» Ющенко. С той лишь разницей, что если Виктор Андреевич не заботился текущим политическим моментом вообще, то Виктор Федорович думает исключительно о 2015-м. Причем в его, Виктора Федоровича, понимании, в 2015-м для него возможен только позитивный вариант. Других быть не может априори. То, что до президентских времени еще немало – многое может измениться, во внимание не принимается.

В этой логике, «спикериада» для него – предмет слишком мелкий. Посему, ответить на вопрос о том, кто является фаворитом Виктора Януковича в качестве главы ВР, непросто.

Долгое время таковым был Андрей Клюев. Даже вопреки тому, что ежедневно ходить на работу «под купол» и вести скучные заседания сам Андрей Петрович желанием не горит. Впрочем, он уже столько времени действовал «в тени», что выход в публичную плоскость – вполне логичное продолжение карьеры.

Именно спикерство должно было стать его «сатисфакцией» за опалу. Разумеется – при условии успешного формирования Андреем Петровичем большинства.

В последние недели, однако, тема со спикерством Клюева, что называется, «заглохла». Возобновится ли – непонятно.

Сохранить пост намерен и нынешний глава ВРУ Владимир Литвин. Во-первых, он искренне уверен, что он за ним закреплен пожизненно, а лучшего спикера просто в природе не существует. Во-вторых, Литвину есть что терять. Одним из наибольших своих «надбань» за годы руководства Радой он считает ... только не смейтесь, крымскую дачу товарища Молотова. Ее потеря для него даже более болезненна, чем потеря контроля над автопарком ВРУ, на нужды которого списывается невменяемое количество бензина, который непонятно куда девается.

В-третьих, сохранение статус-кво Владимиру Михайловичу якобы пообещал лично Виктор Федорович. О чем он охотно многим намекал. Что, впрочем, не значит, что сие – правда. Зная Литвина, несложно заподозрить его в желании выдать желаемое за действительное.

Кресло Литвина во многом зависит от того, от кого зависят все
Фото: Макс Левин
Кресло Литвина во многом зависит от того, от кого зависят все

Еще один претендент Александр Лавринович. Лично преданный Виктору Януковичу, знаток юридических трюков, позволяющих верблюду пролезть в игольное ушко, а «хотелкам» первого лица – воплотиться законодательными актами. К тому же, при голосовании его кандидатура может быть поддержана не только регионалами и потенциальными «большевиками» – идиосинкразии он не вызывает и у оппозиционеров, ни «Удару», ни «Свободе» не придется потом оправдываться. Собственно, кандидатура Лавриновича, исходя из суммы имеющегося инсайда, наиболее вероятная.

Ну, и наконец Александр Ефремов. Запасной туз в рукаве. Еще более преданный и безотказный для президента, чем Лавринович. Работать пойдет туда, куда пошлют. Посему, если только процесс «спикериады» почему-то осложнится, возникнет – можно не сомневаться – фигура Ефремова. Рокировка выгодна еще и тем, что помогла б «трудоустроить» главой фракции ПР Николая Азарова. Негоже, в самом деле, бывшему премьеру у кого-то там в замах ходить. Впрочем, как хохмят сами бело-голубые, в день 65-летия (юбилейная дата приходится на 17-е декабря) «дедушку» (так за глаза коллеги именуют Николая Яновича) «назначат почетным Михаилом Чечетовым». Не более.

Нельзя, однако, полностью исключать и вариант, при котором в последнюю минуту Янукович предложит совершенно неожиданного кандидата. Подобное уже случалось.

Оппозиций много, кресла – два

Итак, со спикером более ли менее понятно. Теперь – его замы. Как было сказано, вице-спикер должен достаться оппозиции. Тут, однако, возникает вопрос: а кого считать оппозицией? Слишком много «меньшевиков» наличествуют в нынешнем парламенте.

Первые – коммунисты. Кто сказал, что они – большинство? Тем более, если не торопиться с формальным структурированием коалиции.

Собственно, дать «первого вице» Адаму Мартынюку, получив взамен лояльность целой фракции КПУ, но не кооперируясь с нею формально – одна из задумок «регионалов». «И дома, и замужем» называется.

Впрочем, «тренд Мартынюка» давно устарел. Игорь Калетник – сценарий значительно более реалистичный. Регионалам он близок, и понятен. Кроме того, обеспечит – заодно с лояльностью коммунистов – также симпатии мажоритарщиков Калетника-старшего, Оксаны Елмановой и аффилированных с ними игроков.

Калетник как бы в парламент ушел, но влияние на таможню пытается сохранить
Калетник как бы в парламент ушел, но влияние на таможню пытается сохранить

Плевать им, что в данное кресло по праву метит Александр Турчинов. Он, в общем, и на обычного заместителя согласится. Не согласится – оппозиции же хуже. Кроме «Батькивщины» существуют еще «УДАР» и «Свобода». Почему вторым замом главы ВР не может сделаться кто-то из их рядов?

Более того, для ПР сие было б оптимально.

Оцените красоту игры: предложение напрямую делается кому-то очень самовлюбленному и самоуверенному. Ну, вроде Кожемякина. Или кому-то из числа «новых» депутатов (благо, лояльных к власти в рядах того же «УДАРа» хватает). Делается в обход руководства фракции, обсуждения внутри команды и т.д. Человек соглашается. И плевать, что возмущенные соратники завтра его вообще «из дома могут выгнать», он-то уже при должности.

Чем не вариант? Вполне серьезно. Копирайт Андрей Клюев.

Запасная схема – кресло второго вице для «внефракционных». Их тоже много, имеют право на представительство. Михаил Чечетов убедительно объяснит вам – почему. Благо, тут есть из кого выбирать: от Петра Порошенко (что вряд ли, сам он предпочел бы бюджетный комитет, а то и вовсе тихую гавань – для накопления сил в канун 2015-го) до Игоря Рыбакова.

Словом, «Батькивщина» – вполне вероятно – может остаться без руководящего портфеля в ВР. Причем на дальнейшем «дележе» комитетов, как понимаете, это не отобразится.

Хотя, не факт, что отсутствие вице-спикера вовсе лучше, чем наличие в президиуме типажа а-ля Кожемякин.

Три гетмана

Благополучию внутрифракционного климата в ОО подобное, ясно, не способствует. Тут до сих пор продолжаются споры насчет целесообразности формирования одной или двух фракций; блокирования трибуны в первый же день. Разговор часто ведется на повышенных тонах. Настолько повышенных, что присутствующие даже подозревают спорщиков в намерении вступить в рукопашную. Свежий пример – стычка Мартыненко и Кожемякина на одном из последних заседаний фракции.

Сторонников создания единой фракции математически все же больше, чем сторонников разъединения. Серьезным аргументом является также нежелание начинать каденцию с откровенного нарушения подписанного летом оппозиционерами соглашения о сотрудничестве.

Лидером единой фракции, по умолчанию (как уже доводилось писать), называют Арсения Яценюка. При этом вице-спикерство для Александра Турчинова – «в уме». Что случится, если Турчинов «вице» не получит, в ОО пока не думали.

Что выдаст оппозиция нового созыва, пока не понятно
Фото: Макс Левин
Что выдаст оппозиция нового созыва, пока не понятно

Вариант: Александру Валентиновичу предложат кресло не первого вице, но обычного, а он оскорбится и откажется. Корректно ли будет, в таком случае, принять предложение Николаю Томенко?

Еще вариант: ОО таки остается без представительства в президиуме. Справедливо ли тогда сохранять лидерство фракции за Яценюком? А куда деваться Турчинову, Томенко, пойдут ли они замами к Арсению Петровичу? Сомнительно. Тем более, потенциальных замов (независимо от того, кто возглавит фракцию) – целый «веер»: Мартыненко, Томенко, Соболев, второй эшелон – Пашинский, Одарченко, Сенченко, Пышный, оба Кириленко, тот же, прости Господи, Кожемякин. Или все-таки создавать две фракции?

Еще вернется, как ожидается, из 15-месячной эмиграции Арсен Аваков. Исходные его позиции – успешный губернатор, гонимый конкурентом Кернесом, «выигравшим» у него в 2010-м мэрские выборы с легитимностью в 0,63% – более чем выгодны для нового витка успешной политической карьеры уже не регионального, но общенационального уровня. Вплоть до превращения в одного из основных лидеров канонической «Батькивщины». Потенциала у него, можно не сомневаться, хватит, да и энергии – за время вынужденной изоляции – скопилось достаточно. Посему формализация статуса Арсена Борисовича внутри фракции была бы вполне логичной.

Группа РУЭ идет ва-банк

Необходимо сказать, что грядущими изменениями в правительстве регионалы обеспокоены даже больше, чем предстоящими «спикериадой» и «коалициадой». То, что оные неизбежны – факт. В Раду уходят 8 из 18 членов нынешнего кабинета. В том числе, Николай Азаров.

Покидают министерские кресла Колесников, Порошенко, Балога, Тигипко, Лавринович, Табачник, прочие. Кто их заместит? Однозначный ответ на этот вопрос знает только один человек – Виктор Федорович Янукович. Однако, в данном случае, от перемены слагаемых сумма все равно не изменится. Очередной безвестный донецкий в правительстве реформы вперед не продвинет.

«На хозяйстве» в Кабмине – на период «кадровой паузы» (которая длиться может как несколько часов – между новостью о принятии депутатской присяги одним министром и назначении на его прежнюю позицию сменщика, так и несколько недель) – остается Валерий Хорошковский. Который весьма не прочь сей Кабмин возглавить. Да, вот только вряд ли у него получится. Слишком уж однозначное усиление «группы РУЭ». Да, и с точки зрения 2015-го, премьер Хорошковский – не лучшая ставка.

Министры уходят в парламент, вернутся ли?
Фото: Макс Левин
Министры уходят в парламент, вернутся ли?

Тем более, учитывая особенности последнего конфликта, связанного с категорическим отказом «группы РУЭ» продать «Интер» «по-хорошему». Догадайтесь с трех раз, кому именно продать.

Причем отказом дело не ограничилось, владельцы «кнопки» пошли в «контратаку». Так, результаты сотрудничества канала – во второй половине избирательной кампании – с общественными организациями, проводившими мониторинг эфира на предмет его сбалансированности, плюрализма мнений и т.д., оказались весьма позитивными. По имеющейся информации, сейчас это сотрудничество может дооформиться и перерасти в нечто большее. Конкретно – этакий специально созданный орган «общественно-гражданского надзора», выполняющего функции не столько цензора, сколько – соавтора основных форматов «Интера». Тематические переговоры уже в финальной стадии.

Поспособствует ли подобное «мобилизации» сил канала в интересах Банковой к 2015-му? Или – дополнительно защитит собственника от алчных притязаний властей? Додумайте, как говорит Виктор Федорович, сами.

Но вот Валерий Иванович, похоже, свой выбор сделал. Судя по происходящему на «Интере», на 2015-й – тоже. Посему, вопрос о возможности назначения Валерия Ивановича премьер-министром снимается как дурацкий.

Больше всего шансов у Сергея Арбузова. Который, о чем – опять-таки – доводилось уже писать, готовится к переезду на Грушевского уже достаточно давно. Причем не один – с собственной командой. Большинство членов которой, как и сам Арбузов, считаются «людьми Семьи». Переход еще и исполнительной власти, вслед за всей силовой и финансовой вертикалями, в руки Семьи – уж слишком серьезный «перекос» в и без того несовершенной системе сдержек и противовесов Виктора Януковича. Приняв такое решение, Банковая неизбежно получит бунт олигархов в парламенте. Но это уже совсем другая история.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram