​Завод имени Малышева

Государственное предприятие

​Завод имени Малышева Официальный сайт предприятия

Общие сведения

Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ), до 1922 Харьковский паровозостроительный завод, до 1939 ХПЗ имени Коминтерна, до 1960-х — машиностроительный завод № 183 и его филиал — завод № 75 — завод транспортного машиностроения в Харькове, выпускающий двигатели, тепловозы и танки.

В период 1897—1990 гг. завод накопил огромный производственный, профессиональный и научно-технический потенциал, который используется в современных условиях. Многие поколения трудящихся завода внесли значительный вклад в развитие русского, советского и украинского машиностроения, в укрепление обороноспособности государства, в победу в Великой Отечественной войне, восстановление и развитие народного хозяйства СССР. Перспективы дальнейшего развития предприятия, как и в советский период, полностью зависят от государства.

Генеральный   директор - Хлань Александр Владимирович

История

Советский период

Предприятие основано 1895 рядом с Харьковским вокзалом как паровозостроительный завод. Было одним из крупнейших в Российской империи и СССР. 5

(17) декабря 1897 - завод выпустил первый украинский паровоз (последний в Харькове выпустили 1968).

Впоследствии стали выпускать двигатели (с 1911 г.; в частности, дизель-генераторы), сельскохозяйственную (1909) и угледобывающей техники (с 1922  г.; в частности, рудничные электровозы), тракторы (1924), тепловозы, танки и тягачи (1927). В октябре 1922, после восстановления, пустили шесть цехов паровозостроительного завода.

Во время Второй мировой войны завод эвакуировали на Урал, потом, после захвата Харькова Красной армией - вернули (имущество частично осталось).

Бронетанкостроения стало приоритетным направлением в деятельности предприятия. Уже в довоенный период оно прославилось средним танком Т-34 и  двигателем к нему В-2.

Независимая Украина

Самым значительным событием в годы независимости Украины стало выполнение пакистанского танкового контракта (1996-1999), когда было изготовлено 320 боевых машин. Это был первый весомый выход за границу военно-промышленного комплекса независимой Украины.

В настоящее время завод совместно со своими партнерами - конструкторскими бюро предлагает и реализует на внешнем рынке бронетехнику: основные боевые танки «Оплот», бронетранспортеры БТР-3; осуществляет модернизацию танков, выпущенных в бывшем СССР - Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72; бронетранспортеров - БТР-60, БТР-70.

Также предприятие производит продукцию с/х машиностроения, двигатели, тракторы, тягачи и бронетехнику. Совместно с заводом работают два харьковских специализированные конструкторские бюро КП ХКБМ им. Морозова и КП ХКБД.

В сентябре 2011 года между ГК «Укрспецэкспорт» и оперативным управлением Королевской Тайской армии был заключен контракт по поставке в Таиланд 49 единиц основного боевого танка «Оплот». Общая стоимость контракта превышает 200 млн долл. США. Выполнение указанного контракта ГП «Завод им. Малышева »начало в апреле 2012 года.

В 2013 году объём производства завода составил 305 млн.гривен (на 25 % больше, чем в 2012 г.), расходы предприятия были сокращены на 80 млн.гривен, в этом году завод освоил серийное производство принципиально новой продукции (двигателей 6ТДФ2 и танков «Оплот»).

В июне 2014 на заводе были сформированы выездные бригады рабочих для ремонта повреждённой и неисправной бронетехники непосредственно в зоне боевых действий.

29 августа 2014 заместитель главы «Укроборонпрома» Сергей Пинькас сообщил, что «Укроборонпром» намерен перевести предприятия на трёхсменный график работы, чтобы повысить производительность на 40 %.

23 октября 2014 начался переход завода на трёхсменный график работы, был объявлен набор дополнительных рабочих, поскольку количество заказов на ремонт и модернизацию военной техники значительно увеличилось.

3 августа 2014 на территории завода сработало взрывное устройство, повреждения получил административный корпус завода. СБУ квалифицировала атаку на завод, ремонтирующий бронетехнику для ВСУ как теракт.

На заводе в сентябре 2014 года хранилось 585 танков (а также сотни тонн двигателей, гусениц, траков и коробок передач), но по словам директора завода Николая Белова все эти танки в плохом техническом состоянии, которые постепенно снимают с консервации и возвращают в строй для войны на востоке страны. В настоящее время завод перешел на работу без выходных и занят ремонтом и изготовлением новых танков и БМП для украинской армии.

В декабре 2014 года в результате расследования Генеральной Прокуратуры Украины было установлено, что в период с декабря 2012 по август 2014 года должностные лица завода внесли в официальные документы предприятия недостоверные сведения о непригодности оборудования и списали из перечня основных активов завода станки, автомобильную технику, комплектующие к ним, которые были необходимы для производства бронетехники общей стоимостью 2,1 млн гривен.

Виды производства

Локомотивостроени:

  • Паровозостроение (1897—1941 гг.)
  • Серийные паровозы
  • Тепловозостроение (1947—1969 гг.)
  • Серийные тепловозы
Двигателестроение (1911—2012 гг.):

  • Стационарные двигатели
  • Судовые дизели
  • Тепловозные дизели
  • Быстроходные танковые моторы
Гусеничное машиностроение (1924—2012 гг.)

  • Тракторостроение (1924—1940 гг.)
  • Танкостроение (1932—2013
  • Тягачестроение (1936—2012 гг.)
  • Артиллерийские тягачи

Награды

Завод награждён государственными орденами СССР: два ордена Ленина (1941, 1976); один орден Трудового Красного Знамени (1942); один орден Красной Звезды (1943); один орден Октябрьской революции (1970).

20.12.2016