ГоловнаЕкономікаДержава

Чому страйкують українські шахтарі

С перерывом в две недели под зданием Верховной Рады состоялись две забастовки шахтеров, съезжавшихся туда со всей Украины. Участники акции 5 июля, а их насчитывалось несколько сотен человек, выступили с рядом требований, основные из которых – погасить долг по зарплатам в 1 миллиард гривен и усилить господдержку угольной отрасли.

Этому предшествовали акции неповиновения в регионах – шахтеры «Львовуголь» перекрыли пограничный переход с Польшей, работники рудника им. Капустина не спускались в забой, а горняки «Нововолынской» устраивали подземные забастовки, что привело к госпитализации одного из шахтеров.

LB.ua предлагает разобраться какой полный список требований бастующих, какие у них предыстория и варианты реализации.

Фото: Макс Требухов

1. Погасить задолженность по зарплатам на угледобывающих предприятиях

По словам забастовщиков, сейчас сумма задолженности доходит до 1,1 миллиарда гривен. На разных предприятиях задержка по зарплате составляет от двух до трех месяцев. Среди причин – «безосновательное и существенное уменьшение финансирования отрасли» и «тотальная коррупция в угольной промышленности».

Впрочем, стачка под стенами Верховной Рады, состоявшаяся 5 июля, уже дала минимальный результат. Согласно информации на Facebook странице Михаила Волынца, председателя Независимого профсоюза горняков Украины, по решению Кабмина Министерство энергетики и угольной промышленности выделит средства на:

  • погашение задолженности по заработной плате - 324 млн гривен
  • материально-техническое обеспечение шахт - 243 млн гривен

2. Принять законопроект № 8362

Законопроект № 8362 народного депутата Михаила Бондаря предлагает внести изменения в бюджет на 2018 год и выделить 2,8 млрд гривен на финансирование угольной отрасли.

Цель законопроекта, как указано в Пояснительной записке, - «поддержка угольной промышленности Украины до завершения ее реформирования». Игнорирование документа парламентариями 19 июня спровоцировало столкновения правоохранителей и шахтеров, организовавших акцию протеста под стенами ВР. Тогда законопроект не внесли на повестку дня.

4 июля Бюджетный комитет рассмотрел документ вне очереди, но отказал в поддержке, ссылаясь на решение Министерства финансов Украины. На следующий день, когда под стенами ВР прошла новая волна протестов, текст закона представили на рассмотрение нардепам. 

Михаил Волынец
Фото: Макс Левин
Михаил Волынец

«Я не слишком оптимистично воспринял сказанное Игорем Насаликом. Ведь две недели назад министр уже обещал со стопроцентной вероятностью, что законопроект №8362 будет принят Верховной Радой, однако его даже не рассматривали. Посмотрим, как будет на этот раз», - написал на своей странице в Facebook Михаил Волынец, председатель Независимого профсоюза горняков Украины.

3. Вернуть незаконно присвоенные угольные пласты в госсобственность

Речь идет о донбасских шахтах «Котляревская» и «1-3 Новогродовская» (ГП «Селидовуголь»), в 2012-2013 гг. переданных в пользование частным фирмам. «Теневую приватизацию» угольщики связывают с сыном экс-президента Александром Януковичем, в сферу влияния которого они перешли. Аукцион так и не состоялся, решение по передаче Государственная служба геологии и недр тогда аргументировала «разработкой новых месторождений».

На деле, как сообщали угольщики, расходы на шахту взяло государство, а прибыль от продажи угля – частные фирмы. Сами же шахтеры в этой комбинации выполняют роль подрядчиков и называют себя «заложниками частных фирм».

Среди проблем – коррупция, задолженность по зарплате, социальная незащищенность шахтеров, в частности, потеря страхового стажа, несвоевременный выход на пенсию.

Согласно расследованию «Наші гроші з Денисом Бігусом», пласты впоследствии были переписаны на лица, связанные с угольным бизнесменом Виталием Корпачевым.

Интересно, что в 2016 году Нацполиция открыла уголовное производство по факту незаконной передачи угольных недр компаниям, подконтрольных Александру Януковичу. Тем не менее, они периодически меняют собственников, а разрешение на пользование пластами так и не было аннулировано.

В марте 2018 года на сайте Президента Украины зарегистрировали петицию с требованием вернуть угольные пласты шахт «Котляревская» и «1-3 Новогродовская» в государственную собственность. Но последняя едва набрала 136 голоса из 25 000 необходимых для рассмотрения главой государства.

Шахта «Котляревская», ГП Селидовуголь, г. Новогродовка, Донецкой области
Фото: miningwiki.ru
Шахта «Котляревская», ГП Селидовуголь, г. Новогродовка, Донецкой области

4. Ликвидировать влияние «смотрящих»

Шахты в последнее время не передают в частные руки, зато сосредотачивают в руках так званых «смотрящих». Последние отвечают за неофициальный контроль за государственными шахтами в интересах частных структур. Институт смотрящих, как ранее говорил Михаил Волынец, формировался еще при президентстве Леонида Кучмы.

Главным «смотрящим» за угольной промышленностью Украины на сегодняшний день, по мнению шахтеров, является экс-регионал Виталий Кропачев, ранее называли имя Сергея Тригубенко - депутата из Блока Петра Порошенко. Шахты Львовско-Волынского бассейна управляются в интересах депутата от БПП Игоря Кононенко, рассказывал ранее Волынец.

Существование «смотрящих» не отрицает и премьер-министр Владимир Гройсман. В мае этого года он поставил задачу министру энергетики и угольной промышленности Игорю Насалику «выбить их с украинских шахт», «сажать в тюрьмы» и «не позволять иметь отношение к вопросам угледобычи».

Среди требований бастующих также значится:

  • утверждение программы развития угольной отрасли на 10 лет,
  • назначение компетентного специалиста с незапятнанной репутацией на должность гендиректора «Селидивуголь».
  • и сдача в эксплуатацию шахты в Нововолынском, строительство которой ведется с 1989 года. По словам Михаила Волынца, для завершения начатого необходимо всего лишь 500 миллионов гривен.
Діана МанучарянДіана Манучарян, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram