ГоловнаЕкономікаДержава

Zeitgeist інновацій

Рейтинг Украины в Глобальном индексе инноваций 2018 г. в очередной раз подтвердило аксиому – невозможно удержать достигнутые позиции в конкурентной борьбе без целенаправленных, системных действий государства, направленных на поддержку инноваций в тандеме с бизнесом.

Фото: EPA/UPG

Минус четыре позиции и 46-е место… Когда последний форпост в Global Innovation Index – распространение высшего образования, где Украина традиционно лидировала, «просел» с 4-й до 21-й ступени, показатели расходов на исследования и разработки, добавленной стоимости обрабатывающей промышленности, продуктивности, концентрации высокотехнологичных компаний, регистрации патентов и количества исследователей оказались настолько слабы, что не позволили экономике удержать позиции в рейтинге. Это не выглядело бы так драматично, если не принимать во внимание, что в 2015 г. Украина была на 33-м месте.

Нынешний уровень Global Innovation Index нашей страны свидетельствует о более чем скромных усилиях в области инноваций и, как следствие, невысоких перспективах победить конкурентов не только на внешних, но и на внутреннем рынке.

Подтверждением этого является значение ещё одного индикатора – Индекса глобальной конкурентоспособности The Global Competitiveness Index (GCI). В его составе – также характеристики инновационного потенциала, согласно которым Украина находиться на 61-й строчке после Пакистана (60), Польши (59) и Ливана (58). Десять лет назад, накануне финансово-экономического кризиса, мы занимали 52-ю позицию, что давало основание считать инновации конкурентным преимуществом экономики Украины.

Не лучше обстоят дела и с проникновением технологий. Из-за слабой поглощающей способности к инновациям украинских предприятий передовые технологий не находят широкого применения. По этой же причине прямые иностранные инвестиции практически не привносят новые технологии в экономику.

В целом, если до 2013 г. Всемирный экономический форум по результатам GCI относил Украину к странам 2-й стадии развития - «ориентированные на эффективность», то в последнем Отчете о глобальной конкурентоспособности 2017-2018 гг. мы оказалась уже на полступени ниже (нас просто «подвинули» более активные страны), что говорит о возвращении к 1-й стадии «факторно-ориентированные» и отдалении от 3-й - «ориентированные на инновации».

Очевидно, что Zeitgeist или «дух времени», в котором инновации определяют продуктивность и конкурентоспособность, а следовательно - экономическое развитие, не оставляет шансов для инертных экономик.

Фото: www.poltava.pl.ua

На каждое явление предостаточно причин

Госстат проводит обследования инновационной деятельности промышленных предприятий по европейской методологии CIS, результаты которых объясняют позицию Всемирного экономического форума в отношении Украины.

10 лет подряд в Украине доля неинновационных предприятий составляет порядка 80%! Из-за отсутствия государственной поддержки, роскошь инновационной деятельности могут себе позволить в основном крупные предприятия, причем за счет собственных средств. Высокие расходы, нехватка финансовых ресурсов, а также отсутствие доступных кредитов – ключевые препятствия на пути к инновациям в промышленности, что и объясняет низкий показатель затраты компаний на R&D в GCI Украины.

Структура предприятий и организаций по типам инноваций

(в % к общей численности предприятий, данные Госстата)

В общем объеме инновационных затрат почти 70% идет на приобретение машин, оборудования и программного обеспечения, 15% ̶ на выполнение внутренних R&D и лишь 9,1% ̶ на финансирование внешних изысканий. Таким образом, низкая способность к инновациям в GCI Украины обусловлена тем, что предприятия осваивают новые технологии преимущественно импортируя инвестиционные товары, а не прикладывая усилия по созданию (усовершенствованию) новые продуктов и процессов.

По статистике, в общих расходах предпринимательского сектора на R&D 90,9% затрат связано с научно-техническими (экспериментальными) разработками, тогда как учреждения высшего образования посвящают этому лишь 1,8% финансирования. Неоднократная ликвидация Минпромполитики и отсутствие должного институционного финансирования привели к тому, что отраслевые научные учреждения практически исчезли как класс (за исключением Укроборонпромовских). В результате решение технологических проблем промышленности легли на плечи самой промышленности. В связи с этим, низкий показатель качества научно-исследовательских учреждений в GCI Украины выглядит вполне логично.

Согласно обследованиям, порядка 40% предприятий в процессе инновационной деятельности сотрудничают главным образом с поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также клиентами. С университетами и прочими учреждениями высшего образования совместно работают лишь 6% предприятий, осуществлявших технологические инновации, чем и объясняется значение показателя сотрудничество университетов и бизнеса в R&D Украины.

Что касается такого важнейшего направления, как госзакупки высокотехнологической продукции, в Украине отсутствуют какие-либо специальные механизмы по их стимулированию.

Очевидно, что ключевой структурной проблемой национальной экономики, которая тормозит её дальнейшее развитие, является слабый инновационный потенциал промышленности, что обуславливает слабые конкурентные позиции ряда ключевых отраслей на мировом рынке. Разрушена система воспроизводства и потребления инноваций, а оставшиеся очаги компетенций не способны самостоятельно обеспечить новыми технологическими решениями всю экономику. В результате - низкая активность промышленных предприятий в области создания, и особенно в области внедрения инноваций, не позволяет стране даже приблизится к лидерам инновационного развития.

Опыт всему учитель

Zeitgeist инноваций побуждают страны Старого Света искать новые формы стимулирования инноваций. Положительным примером в этом является Франция, которая ещё в 2005 г. на базе трех национальных агентств поддержки малого и среднего бизнеса: Национального агентства по вопросам коммерциализации результатов исследований (ANVAR), Программы госгарантий Sofaris и Банка развития малых и средних предприятий (BDPME) создало государственный холдинг OSEO, деятельность которого направлена на: поддержку инноваций посредством прямого финансирования, предоставления гарантии банковских кредитов. Наличие органа комплексного обслуживания для обеспечения целостного подхода к потребностям компаний (от формализации идеи и ТЭО проекта до создания высокотехнологичных предприятий) дало неоспоримые преимущества французской системы финансирования исследований и инноваций. На тот момент OSEO патронировали одновременно два министерства - Министерство высшего образования и научных исследований и Министерство экономики, финансов и промышленности.

Параллельно в стране было создано Агентство по вопросам промышленных инноваций (АІІ), призванное выявлять, отбирать на конкурсной основе и финансировать крупные научно-исследовательские проекты общенационального уровня (связанные с высокими технологиями и реализуемые в партнерстве государства и частного сектора), а также контролировать их выполнение и оценивать полученные результаты. В 2008 г. агентство присоединили к OSEO. В 2012 г. после очередной реорганизации была создана новая институция – Государственный инвестиционный банк (BPIFrance), который сегодня является ключевым оператором бюджетных программ правительства Франции в поддержке инноваций. Одной из них является программа «Инвестиции в будущее». Она началась в 2010 г. с бюджетом 35 млрд. евро, из которых 22 млрд. евро правительство собрало в рамках «большого займа» на финансовых рынках. Объем финансирования 2-го этапа (2013 г.) составил 12 млрд. евро. 3-й стартовал в 2017 г. с суммой в 10 млрд. евро. У программы три оператора: BPIFrance, Депозитно-ссудная касса (CDC), Агентство по вопросам окружающей среды и управления энергетикой (ADEME). В частности, на Программу 423 «Ускорение модернизации предприятий» (Accélération de la modernisation des entreprises) в Бюджете Франции в 2017 г. было выделено 910 млн евро, а на 2018 г. запланировано ещё 710 млн. евро.

Мероприятие 01. Поддержка совместных инноваций. Бюджетные ассигнования - 60 млн. евро (30 млн. евро в виде грантов и 30 млн. евро авансовых платежей, подлежащих возмещению). Правительство Франции приняло решение о поддержке амбициозных проектов, направленных на прорывные инновации, которые реализуются в сотрудничестве между крупными компаниями, МСП и исследовательскими институтами. В рамках данного направления BPIFrance на принципах государственно-частного партнерства реализует программу проектного финансирования «Структурирующие проекты полюсов конкурентоспособности» (PSPC).

Мероприятие 02. Поддержка и трансформация секторов. Бюджетные ассигнования - 25 млн. евро (15 млн. евро в виде грантов и 10 млн. евро авансовых платежей, подлежащих возмещению). В рамках данного направления BPIFrance на принципах государственно-частного партнерства реализует программу проектного финансирования «Промышленные проекты будущего» (PIAVE). Цель - стимулирование изменения в организации производственных экосистем (или секторов), вызванные эволюцией бизнес-моделей. Особый интерес представляют комплексные подходы к решению вопросов, связанных с экономическими и технологическими изменениями.

Практика организации предоставления государственной помощи для реализации проектов в рамках упомянутых и прочих программ следующая. BPIFrance как оператор анонсирует Техническое задание для носителей проекта, где четко указываются критерии, которым должен соответствовать заявитель и проект, а также критерии отбора непосредственно проекта; предельно допустимый размер государственной помощи для реализации проектов разными категориями предприятий, а также статьи покрытия расходов, согласно Регламенту ЕС No 651/2014 от 17 июня 2014 г.

Подобные подходы к проектному финансированию дают возможность поддерживать те разработки, результаты которых внедряют их непосредственные исполнители. Это позволило ускорить трансформацию технологий в инновационные продукты и рабочие места, стало одной из главных причин роста инновационного потенциала Франции и улучшения значений глобальных индексов страны.

Фото: LaKirr/Depositphotos

«Не то время» — самая прекрасная пора для начала перемен

Поскольку существующие в Украине разрозненные элементы Национальной инновационной системы (НИС) и нормативно-правовое поле их функционирования сегодня не образуют единую конструкцию, результаты инновационной деятельности не проявляются в виде увеличения производства высокотехнологичных товаров и усиления конкурентоспособности экономики. В связи с этим среди первоочередных задач - разработка архитектуры НИС и Стратегии развития инноваций, а также создание полноценной законодательной и регуляторной среды, стимулирующей инновационные процессы. В статье «Ареопаг промышленного ренессанса» указывалось на необходимость создания Министерства промышленно-инновационного развития (Минпроминноваций) – качественно нового, многофункционального органа государственного управления индустрией, способного объединять инструменты промышленной, технологической и инновационной политики в целях повышения конкурентоспособности и достижения первенства на рынке.

Отсутствие специализированного кредитно-финансового агента государства по поддержке технологических инноваций не позволяет полноценно реализовать механизмы бюджетного и банковского финансирования. Решить эту проблему можно реформированием Государственного инвестиционного финансово-кредитного учреждения по аналогии с BPIFrance.

«Разрушение» системы производственно-ориентированных научных исследований, обеспечивающей потребности промышленности, привело к тотальной зависимости от импорта технологий. Поскольку результаты университетских (академических) исследований не направлены на решение проблем промышленности, а опытные подразделения крупных промышленных предприятий решают сугубо производственные задачи конкретных предприятий, очевидна необходимость восстановления отраслевой науки и переформатирования производственно-ориентированных научных учреждений.

В условиях ограниченных ресурсов (в первую очередь финансовых) и времени, Украине крайне важно активизировать проектное финансирование. Первый шаг на этом пути уже сделан - в Бюджете Украины на 2018 г. впервые выделено 300 млн. грн. на реализацию проектов в рамках программы «Государственная поддержка технологических инноваций для развития промышленности». Эксперты Национального комитета по промышленному развитию совместно со специалистами Минэкономразвития и Государственного инвестиционного финансово-кредитного учреждения подготовили порядок использования бюджетных средств, а также отбора и сопровождения реализации проектов. Государственная поддержка будет предоставляться с целью усиления инновационного потенциала промышленных предприятий в форме софинансирования реализации проектов и (или) частичной компенсации процентов по кредитам, привлеченным производителями для реализации проектов.

Безусловно, одной программы и столь скромного бюджетного финансирования недостаточно для технической и технологической модернизации промышленности. Однако её запуск, а также реализация изложенных инициатив может стать краеугольным камнем институциональных преобразований в системе господдержки инноваций.

Анатолій Гіршфельд, Президент ІГ УПЕК, Член президії Ради ФРУ України
Олена Саліхова, секретар Національного комітету промислового розвитку, радник першого віце-прем'єр-міністра (2016-2019)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram