ГлавнаяЭкономикаФинансы

Василий Горбаль: Навязывание обществу мнения "все банкиры - воры" больше похоже на карикатуры советских времен

Как отдавать миллиардные долги, каким будет валютный курс, что будет с национализированными банками - об этом теперь бесмысленно спрашивать чиновников НБУ или Министерства финансов. Это скорее могут знать экономисты из Партии регионов. Один из самых известных финансистов-регионалов - Василий Горбаль, который неоднократно критиковал Кабинет Юлии Тимошенко за неверную экономическую политику.

Василий Горбаль: Навязывание обществу мнения "все банкиры - воры" больше похоже на карикатуры советских времен

От прямых ответов на вопрос какую должность ему предложат, он уклоняется. Однако при любом раскладе в новой власти он наверняка будет принимать участие в управлении экономическими процессами в стране. В прошлом году Горбаль сам решил продать свой Укргазбанк правительству, чтобы застраховаться от последствий кризиса. В этом году все может быть по-другому. Поэтому «Левый берег» решил именно у Горбаля узнать - какие экономические реформы собирается предпринять Партия регионов для выхода из кризиса.

Как выплачивать долги

В апреле нужно будет платить около 4 млрд.грн. по ОВГЗ, которые одалживались под баснословные 28-29%. Откуда правительство будет брать деньги?

Это проблема реального бюджетного дефицита и реальной бюджетной политики. Принятие сбалансированного бюджета и будет выходом из данной ситуации. Ту политику, которую проводило правительство Тимошенко, дальше продолжать нельзя. Я имею в виду увеличение внутреннего долга. При этом этот внутренний долг увеличивался по таким ценовым показателям, которые делали невозможным возобновление кредитования. Потому что большинство банков инвестировало в ОВГЗ, чем в реальный сектор экономики. Эту угрозу Партия регионов понимает.

Если не одалживать денег заграницей и внутри, если не проводить приватизацию, где взять деньги? Ведь в кризисные времена налогов платится меньше…

Во-первых, упорядочивание фискальной политики вполне может привести к увеличению налоговых поступлений. Несмотря на предлагаемые налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса. Вспомните, когда Николай Янович Азаров предлагал снизить подоходный налог до 13%, было множество противников в парламенте. Все говорили, что это снизит наполнение бюджета, а получилось наоборот.

Еще один способ увеличить поступления в бюджет - это борьба с коррупцией. Ведь последние 5 лет реальных мер в этом направлении не предпринималось. Уровень коррупции повысился, вспомните данные международных наблюдателей: еще в 2003 г., при Кучме, согласно рейтингу Transparency International уровень коррупции в Украине составлял 106 (при максимуме 175), а в 2008 г. - уже 134 (при том же максимуме).

Если о борьбе с коррупцией говорит депутат от Партии Регионов, можно ли это понимать как предстоящее «раскулачивание» кого-то из БЮТ?

Нет, вопрос не в раскулачивании, а в наведении порядка во всей системе.

Другими словами, вы считаете, что при борьбе с коррупцией та же таможня и налоговая могут значительно увеличить поступления в бюджет...

Конечно.

Каким будет теперь процесс рекапитализации банков?

Теперь он не будет подвержен политическим факторам. Ведь раньше рекапитализация была исключительно политической или преследовала цели рекламы премьер-министра Юлии Тимошенко.

Я видел письма, которые получали вкладчики Родовид Банка, там была практически прямая реклама премьер-министра..

Такие письма рассылал не только Родовид Банк, все три рекапитализированных банка делали это.

Это было одним из условий рекапитализации?

Да. К счастью, Укргазбанку удалось избежать более грубого использования банка в политических целях. Это объясняется еще и тем, что в нашем случае рекапитализация была инициативой владельцев банка. В отличие от других банков, где этот процесс был принудительным.

Новые кадры

Кто будет вместо Стельмаха?

Тот профессионал, который найдет наибольшую поддержку в парламенте. Ведь при голосовании «за» Стельмаха был дан 401 голос. Хотя радикальная, воинствующая позиция БЮТ, не дает возможность для существование диалога. Поэтому кадровые вопросы вообще могут быть проголосованы не полным составом Верховного совета.

А разве не начался процесс перебежки от БЮТ к вам?

Вопрос не в перебежчиках, а в политизации. Мне бы очень не хотелось, чтобы политика НБУ рассматривалась сквозь призму политической целесообразности "свой-чужой". Потому что в данном случае мы подрезаем тот сук, на котором сидим.

То есть новый глава НБУ или будет регионалом или той кандидатурой, которая не вызовет разделения в парламенте?

В этом случае главное будет не партийная принадлежность, а возможность проведения профессиональной политики и объединения парламента. Когда люди начинают бояться массовой кадровой чистки, то это, скорее, яркий пример инерционного мышления, характерного для померанчевой эпохи. Именно они, придя к власти, решили всех сместить и не важно кто - лишь бы были свои, лояльные, преданные. На самом деле при подборе кандидатов на важные должности именно профессионализм должен быть во главе угла. И отсутствие даже намека на какие-то коррупционные действия.

Прошлый состав правительства обвинял НБУ в коррупции и в получении выгод от девальвации. Как вы предполагаете, будет ли теперь дан дальнейший ход этим заявлениям?

Есть аудиторские отчеты, есть доклад парламентской следственной комиссии, там вся сказано. А навязывание обществу отношения в стиле "все банкиры - воры" больше похоже на карикатуры советских времен. Там банкиры изображались противными господами, сидящими на мешках денег. На самом деле банковская система была локомотивом развития экономики все эти годы, сама развивалась активными темпами и давала возможность развиваться экономике. Об этом почему-то забывалось.

А критика и обвинения со стороны правительства в адрес НБУ, кроме популистских целей, имела еще и чисто прагматические стремления. Ведя агрессивную информационную компанию против НБУ, правительство Тимошенко выдавливало из НБУ те вещи, на которые Нацбанк не должен был идти. Я говорю о финансировании дефицита бюджета.

Экономические реформы

На какие реальные проекты будут тратиться средства рефинансирования?

Под реальными проектами, прежде всего мы понимаем импортозамещающие отрасли экономики, а также поддержка и увеличение нашего экспортного потенциала. Будет проводиться большая работа с плохими активами, вернее с активами, которые временно обесценились вследствие тяжелой ситуации в экономике. Главное - разработать методологию поведения банков с такими активами. Как только такая методология будет разработана, то мы сможем преодолеть последствия жесткого удара по банковской системе. Третий приоритет - бюджетная поддержка заемщиков через банки. То есть заемщики-предприятия будут получать кредиты дешевле за счет того, что банки будут получать из бюджета компенсацию за часть процентных платежей.

Разве не проще продать компании, которые не выплачивают кредиты?

К сожалению, единственная концепция решения проблемы плохих активов, которая нам предлагается международными финансовыми организациями - это продажа временно обесценившихся активов. Что, с точки зрения защиты национальных интересов, не является оправданным. Мы в состоянии найти внутренние ресурсы для того, чтобы поддержать подобные активы. Проще всего дать возможность западному капиталу скупить по дешевке украинские активы. Наша задача - спасти национальную экономику и дать ей возможность развиваться.

Как вы видите экономическую политику при новом правительстве?

После того, как будет сформировано правительство, одной из первоочередных задач будет принятие реального бюджета. Вторая задача - это возврат доверия к банковской системе. Без доверия к банкам не будет ни развития финансовой системы, ни кредитования экономики. Третье - это поддержка импортозамещающих отраслей. Отдельным блоком стоит сельское хозяйство, где у нашей страны большой потенциал. Ситуация в этой отрасли неоднозначная. С одной стороны, мы видим, возможности экспорта зерна у нас каждый год увеличиваются, и появляются новые рынки сбыта. Но с другой стороны мы видим очень негативные явления, например недавно СМИ сообщали о том, что Украина закупает картошку в Африке. То есть ситуация в сельском хозяйстве требует изучения и сбалансированного подхода в решении проблем этой отрасли.

Кроме этого, нужна еще реальная работа министерства экономики, которую мы не видели в последнее время. Чего стоит только обрывочные заявления Кабинета министров о том, что расчеты Министерства экономики говорят о снижении уровня теневой экономики на 0,3%. Сама эта фраза выглядит смешной и говорит о несерьезности статистики в Минэкономики. Или заявления о том, что кризис уже преодолен, основываясь на данных январь к январю 2009 г. Хотя январь 2009 г. был тяжелым месяцем и сравнивать с ним некорректно. А подъем в сельском хозяйстве был связан с ростом производством у одного из производителей курятины - компании Мироновский хлебопродукт. Если сравнивать январь к декабрю, то окажется, что производство в сельском хозяйстве упало на 12%. То есть на самом деле кризисные явления в экономике продолжаются, главные вызовы не преодолены и угрозы существуют.

Как можно развивать импортозамещающие отрасли, если во многих случаях это будет означать повышение пошлин для импорта и тем самым нарушение правил ВТО, в которую мы не так давно вступили?

При процессе вступления Украины в ВТО было подписано множество протоколов, которые с точки зрения экономики невыгодны для Украины. Многие из них подписывались поспешно, ради быстрого вхождения в ВТО. И сейчас, во время кризиса, мы видим, что даже страны-основатели ВТО ставят интересы отечественного производителя выше базовых принципов существования ВТО. Украина почему-то все равно следует многим, даже не взятым на себя обязательствам. Можно назвать это чрезмерной щепетильностью, можно назвать это сознательным проигрышем. Ведь часто наши дипломаты, при проведении переговоров с той или иной страной ставили выше возможность поставить памятник Шевченко или признание Голодомора геноцидом, чем непосредственные экономические интересы государства. К сожалению, такова история дипломатии померанчевой эпохи и я рад, что этот период закончился.

Вы говорили о восстановлении доверия к банковской системе. Как вы считаете, была ли вина НБУ или правительства в девальвации?

У нас всегда после событий появляется много экспертов, которые говорят: нужно было делать так. Тогда, в период кризиса, было принято правильное решение о моратории на выдачу депозитов. Правительство тоже внесло свою лепту в этот скачок курса национальной валюты. Отсутствие согласованности действий экономического блока правительства и Нацбанка и привело к тем последствиям, которые мы увидели осенью 2008 г. К этому прибавился еще и такой фактор как непрозрачный ход переговоров с МВФ. Не секрет, что какие-то курсовые показатели в переговорном процессе обсуждались. И получилось, что кто-то где-то слышал о курсовых показателях, и это отобразилось на ожиданиях рынка.

Один лозунгов Виктора Януковича перед выборами - стабильная гривня. Это значит, что теперь будет всегда 8,0 грн., или что вы вернете 5,0 грн?

Для любого инвестора, как частного, так и крупного, необходима стабильная и прогнозируемая валютная политика. Без скачков в любые стороны. Резкая девальвация, как и резкая ревальвация, губительна для экономики. Обозначение конкретных цифр, как это делала Тимошенко и люди в ее правительстве, всегда губительно, потому что рынок всегда ориентируется на эти цифры.

Влад Головин Влад Головин , независимый журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter