ГлавнаяКультура

Глупость и трансцендентность: кто кого?

Уже в четверг, 22 апреля, в ПинчукАртЦентре открывается выставка «Сексуальность и трансцендентность», призванная, по мнению куратора, сфокусировать наше внимание на соотношение между сферами сексуального и трансцендентного, структура коего по аналогии с желудочно-кишечными трактами, прообразы которых будут выставлены в залах центра, очень сложна и запутанна.

Глупость и трансцендентность: кто кого?

Кроме того, «Сексуальность и трансцендентность» повлекла за собой попытку арт-критиков вспомнить и поделиться с народом тем, а что, собственно, оно такое, эта трансцендентность. Об этом красноречиво свидетельствует статья с остроумным названием «Обнаженные трансценденталии» в последнем выпуске ТОП-10, призванная донести до читателей в пяти абзацах всю традицию трансцендентальной философии, а также то, каким образом наша бурлящая противоречиями современность затыкает оба заявленных в названии выставки понятия куда подальше, выводя при этом новые ориентиры для нашего существования.

Какую природу имеют эти новые ориентиры, трансцендентны ли они обществу, или имманентны, стирается ли грань между ними, и если да, то каким образом, в статье не разъясняется. Но ведь это уже неважно, ведь самое главное мы уяснили: сексуальность и трансцендентность – на свалке истории; долой либидо, неврозы и Фрейда, а здравствуй, асексуальный Web 2.0.

И все было бы замечательно, мы жили бы в царстве лаконичного Твиттера, свободные и не зависимые от натужной псевдоинтеллектуальной зауми, длинных слов и непонятных смыслов, если бы не одно весомое обстоятельство, довольно пестро украшающее нашу с вами современность. Для того, чтобы освободиться от понятий «сексуальность» (правда, избавление от нее представляется довольно сомнительным фактом), «трансцендентность» и «трансцендентальность», нужно иметь хотя бы приблизительное представление об их значении.

Хорошо, если куратор предстоящей выставки Экхард Шнайдер вызволит нас из ситуации небезызвестного Шарикова, «не согласного» ни с Энгельсом, ни с Каутским, и действительно покажет, что такого в этих сексуальности и трансцендентности, чтобы очерчивать ими поле переставших быть актуальными понятий.

В противном случае, мы вместе с организаторами провокативной выставки рискуем оказаться в положении бездумно рефлектирующих созданий, незамедлительно отвечающих на внешний раздражитель ради самой реакции, без вложения в нее каких-либо смыслов. И тогда, завидев скульптуру Такаши Мураками, мы воскликнем «Сексуально!», а все, нам непонятное, и подозрительно поблескивающее, вроде скульптуру Аниша Капура, будем отделять словом «Трансцендентно!».

Если «молчать и слушать» мы уже по статусу существ более образованных, чем Полиграф Полиграфыч, себе позволить не можем, в нашем распоряжении остается глагольная пара вроде «читать и думать». Со вторым мы, надеюсь, справимся самостоятельно, а с первым будет гораздо эффективней при помощи словаря. И тогда все у нас будет конгруэнтно, обещаю.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор отдела "Культура"
Источник: Дарья Бадьёр