ГлавнаяБлогиБлог Дмитрия Спивака

Next

Итак, свершилось. То, что так долго ждали, произошло. Яценюк подал в отставку. Правда, случилось это долгожданное событие как-то неожиданно в воскресенье. Впрочем, как и все, что происходит в нашей политике в последнее время. Ушел сам, когда посчитал нужным. Обратился к народу и сказал то, что посчитал необходимым. Сказал, что гордится своей командой и тем, что удержали страну. Пожелал своему преемнику продолжить его дело и, конечно, пообещал не уходить из политики… (кто бы сомневался). Ушел, не понеся при этом никакой ответственности. Ни уголовной, ни административной, ни политической. Ушел, как уходили многие до него. И обещал вернуться, как возвращались другие. Что ж, эту страницу перевернули. Что дальше? Что ждет Украину в ближайшее время? И каковы главные вызовы для будущего Премьера?

Фото: EPA/UPG

Думаю, что уже для всех очевидным есть факт, что новым Премьер-министром станет Владимир Гройсман. Так же, нет никаких сомнений в том, что новое коалиционное правительство будет сформировано с учетом интересов Президента, того же Яценюка (без НФ невозможно склепать коалицию) и «наших западных партнеров». Впрочем, такие фигуры, как Коломойский и Ахметов также не являются сторонними наблюдателями. Слишком высоки ставки и слишком неустойчивая коалиция «на двоих», чтобы не учитывать мнение этих персонажей с их потенциалом внутри парламента и за его пределами. Однако, главным бенефициаром в данном раскладе является Президент, для которого Премьер Гройсман более удобен, нежели строптивый Яценюк. Более того, за спиной Гройсмана нет политической силы и собственной фракции в парламенте, а это очень важная составляющая в функционировании коалиционного Правительства.

Кроме того, следует учитывать, что Президент и дальше будет единолично контролировать СБУ, Министерство обороны и Генпрокурора (не зря поговаривают о назначении Луценко). Также очевидным есть то, что свои министерские портфели сохранят Аваков и министр юстиции Петренко, являющиеся креатурой уже бывшего руководителя правительства. Таким образом, перед Владимиром Гройсманом открываются два пути. Первый. Попытаться в этих условиях проявить чудеса коммуникации, консолидировать «сборную команду» правительства для решения насущных задач и попытаться заручиться системной поддержкой парламента, чтобы войти в историю как успешный Премьер-реформатор. Или стать разменной монетой в руках Президента и его политических интересов и взять на себя весь негатив от очередных провалов Правительства в борьбе с коррупцией и реформировании экономики. Но тогда возникает логичный вопрос, а зачем было покидать кресло спикера. А потому, думаю, что Гройсман попытается постепенно стать самостоятельной фигурой, дистанцироваться от многих кулуарных договоренностей и продемонстрировать обществу реальные результаты. Иначе, и эта коалиция, и это правительство будут обречены на короткую жизнь. А в результате внеочередных выборов именно фракции Президента и НФ будут нести самые серьезные электоральные потери. А значит, результаты нужны незамедлительно. Времени на раскачку и долгой индульгенции у нового правительства нет. Кроме того, будущему Премьеру придется решать непростые задачи по возобновлению сотрудничества с МВФ и реструктуризации внешнего долга. Эта задача видится непростой потому, что последние коррупционные скандалы в прессе и «оффшорная история» не прибавляют взаимного доверия.

Ну, и еще два вызова, с которыми непременно столкнется будущий Премьер. Во-первых, необходимо пересмотреть свою политику в отношении государственных предприятий и акционерных обществ в сторону деолигархизации и ликвидации коррупционных схем управления. Во-вторых, либерализировать налоговый кодекс и провести кардинальную зачистку в таких отраслях, как газовый и энергетический сектор. Это будет непросто, особенно с учетом существующих монополий. Что неминуемо приведет к конфликтам с олигархическими группами и их представителями во власти. В том числе, в парламенте. Не имея влияния на правоохранительные органы, в том числе Генпрокуратуру и НАБУ, осуществить все эти планы будет архисложно. Далее. Есть еще один немаловажный аспект. Не думаю, что все участники новой коалиции готовы спокойно наблюдать за возможным успехом нового Кабинета министров. Судя по «прощальной» речи Яценюка, он практически начал президентскую кампанию. А потому, контролируемый им НФ будет частенько вставлять палки в колеса новому Премьеру и его инициативам. Да и в парламентской оппозиции достаточно персон, жаждущих очередного кризиса и, как следствие, досрочных выборов и реванша. В этом плане, позиции Юли и представителей ОБ совпадают. А это опасная связка, способная расшатать любую конструкцию. Особенно такую неустойчивую, как будущая коалиция. Конечно, представители Коломойского из группы «УКРОП» и «Возрождение» смогут подставить плечо, но за эту ситуативную поддержку придется дорого платить. В прямом и переносном смысле.

Осознает ли все эти вызовы и риски сам Гройсман? Думаю, да. Понимает ли он всю сложность текущего политического момента? Уверен, что понимает. Отдает ли себе отчет в возможных репутационных рисках и персональной ответственности за работу всего Кабмина? Будем надеяться, что так. Сможет ли он заручиться поддержкой Запада и готов ли идти против течения и устоявшихся правил – покажет время. Главное, что в такой конструкции, когда именно президентская БПП выдвинула премьера, для всех будет очевидна персональная ответственность за ситуацию в стране и все решения. Популярные и не очень. Эффективные и рассчитанные на перспективу. Дуализм власти завершен. А потому, списать возможные неудачи и потери будет уже не на кого. Позади, как говорится, народ.

Итак, Украина входит в новый политический сезон. Будем надеяться, что на сей раз удастся преодолеть политический коллапс и экономическую разруху. Ведь еще одной премьериады и очередной коалициады Украина может не пережить.

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter