ГоловнаСуспільствоОсвіта

Філософська категорія

“Технари”, чьим самым ненавистным предметом в институте была философия, могут вздохнуть с облегчением: теперь никто не будет заставлять их юных коллег учить, чем отличается Кант от Конта, а трансцендентное от трансцендентального. Выполняя новый закон о высшем образовании, МОН отменил старую норму об обязательности преподавания в высших учебных заведениях дисциплин гуманитарного блока, физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности. Так работает норма об автономии ВУЗов: они сами смогут решать, какие курсы делать обязательными, а какие – нет.

Несмотря на то, что новым указом Минобразования лишило статуса обязательных семь дисциплин (кроме физкультуры и ОБЖД – украинский язык, иностранный язык, история Украины, история украинской культуры и философия), масштабная дискуссия в профессиональной среде развернулась именно вокруг философии. Некоторые преподаватели считают, что нововведение может повлечь за собой пагубные последствия для украинской философии: если ее присутствие в академической среде будет ограничено, ей может прийти конец.

Фото: Макс Левин

О каком указе идет речь?

В конце ноября на сайте Министерства образования появился указ №1392 об отмене другого указа, изданного изданного министром Вакарчуком в 2009 году. В этом документе (№642 от 09.07.2009) шла речь о подготовке программ для обязательных дисциплин гуманитарного блока – украинского языка, истории Украины, иностранного языка, философии и истории украинской культуры. Кроме того, в указе прописывались организация занятий по физкультуре и обязательное изучение дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”.

“Решение об отмене обязательных предметов в университетах – это не самовольное решение МОН, это выполнение нового закона о высшем образовании”, – комментирует отмену указа первый замминистра образования Инна Совсун.

“Ранее закон давал МОН право устанавливать перечень нормативных предметов – обязательных для всех студентов или же для определенных специальностей. Сейчас министерство должно лишь устанавливать требования относительно результатов обучения, а каким образом достигать этих результатов – будет решать сам университет”, – добавила она.

Украинский философ, доцент и преподаватель Киево-Могилянской Академии Тарас Лютый считает, что решение МОН об отмене обязательного преподавания философии ставит вопрос о том, чем является университет в сегодняшней Украине.

Если не каждому нужна философия, возможно, не каждому нужно высшее образование?

“Я не являюсь ярым противником новой нормы, потому что она предполагает автономию университетов, – отмечает Лютый. – Но давайте поймем, что такое современные украинские университеты. Есть ли в них соответствующий состав преподавателей? Представьте себе ситуацию, что они откажутся от философии, потому что в их глазах это ненужная дисциплина. Если не каждому нужна философия, возможно, не каждому нужно высшее образование?”

По мнению философа, хороший университет не может позволить себе отказаться от гуманитарных дисциплин, в том числе и от философии.

Фото: www.univ.kiev.ua

Мнение Лютого разделяет профессор Ирина Добронравова, заведующая кафедрой философии и методологии науки на философском факультете КНУ им. Тараса Шевченко. “Философия останется в университетах, в которых работают дальновидные люди, – уверена она. – Ведь если в университете не будет философии, туда просто не будут поступать”.

Такой оптимизм относительно роли философии профессор высказывает в том числе и из-за новой системы научных степеней в украинском образовании. Теперь, получив диплом магистра, выпускник может поступить в аспирантуру, чтобы получить степень доктора философии, а не кандидата наук, как было раньше.

“Выходит смешная ситуация: если университеты будут выпускать докторов философии, которые не знают философии, – говорит Добронравова. – Люди захотят поехать заграницу получить доктора философии (PhD), но без философии в дипломах они не смогут этого сделать. Никто не будет поступать в университеты, где нет философии, потому что эти университеты не предлагают будущего”.

При этом замминистра Инна Совсун отмечает, что никакого противоречия в получении доктора философии без изучения дисциплины нет: по ее словам, в англосаксонской традиции термин “доктор философии” не имеет привязки к знанию собственно философии. “Это может быть “доктор философии по химии” и этот человек не обязательно будет экспертом в философии”, – добавляет она.

Совсун объясняет: для того, чтобы достичь необходимых результатов на уровне подготовки к получению PhD, нужно формировать соответствующую программу обучения для аспирантов, а не для бакалавров, ведь “из числа бакалавров только незначительная часть попадет в аспирантуру”.

Решение о том, будет ли университет оставлять философию (и другие исключенные из списка обязательных дисциплины), должен принимать ученый совет университета. Ирина Добронравова отметила, что в КНУ им. Тараса Шевченко приняли решение оставить философию, а также культурологию и социально-политические студии.

Если в университете не будет философии, туда просто не будут поступать

У преподавателя Киево-Могилянской академии Тараса Лютого пессимистический прогноз относительно своего ВУЗа: философ считает, что не все факультеты захотят оставить философию.

Резонансное решение МОН, очевидно, не является чем-то сверхъестественным, а было принято исходя из нового долгожданного закона о высшем образовании. Но несмотря на это, без серьезной дискуссии дело не обойдется.

"Решение об отмене гуманитарных дисциплин не должно спускаться сверху – оно должно было быть вынесено на дискуссию", – уверен философ Тарас Лютый.

Фото: www.mon.gov.ua

Философы намерены организовать такую дискуссию. По мнению Лютого, решение МОН “ставит общий комплекс вопросов, связанных с гуманитарным образованием в Украине”.

“В западных университетах нет обязательных дисциплин, но при этом и в Германии, и во Франции, и в США есть очень мощное доуниверситетское образование, – говорит Лютый. – Во Франции философия преподается в школах. Необходима реформа средней школы, потому что сейчас университеты выполняют ее функцию, чего они делать не должны”.

По-видимому, в попытках реформировать украинскую систему образования МОН наступил на больную академическую мозоль. Философы вполне обоснованно опасаются, что с отменой обязательного преподавания гуманитарных дисциплин, в частности, философии, в Украине усугубится и без того серьезный кризис гуманитарного знания и культуры.

“Что будет, если философия отпадет как потребность общества?” – задается вопросом Лютый. – У нас спрашивают: почему за время независимости в Украине не появилось своей философской школы? А почему не появилось своих Валлерстайнов и Бурдье в социологии, почему нет своего Адама Смита в экономике? Давайте оценим, в каких стартовых условиях оказалась украинская гуманитаристика – в Советском союзе предпочтение отдавалось техническим дисциплинам, заточенным под оборонную индустрию, а гуманитарные дисциплины были идеологизированы”.

Впрочем, и в “обязательных дисциплинах есть что-то советское” – так считает профессор Ирина Добронравова. “Есть такое понятие, как “управляющие параметры”. В этом случае это культура. В образовании должны работать культурные люди, знающие, что нашим университетам необходимы гуманитарные дисциплины”.

По словам первого замминистра образования Инны Совсун, в МОН уже разработана концепция реформирования школьного образования с тем, чтобы расширить обучение в школе до 12 лет. “Тогда будет возможность предоставить базовые знания по философии в школьной программе”, – заявила она.

В зарождающейся дискуссии о гуманитарной составляющей украинского образования стоит отметить одну тенденцию: в Украине принята негласная презумпция глупости относительно своего вероятного оппонента из сферы власти. Представители гражданского общества априори считают, что во власти сидят одни идиоты, а власть не всегда спешит их в этом разубеждать. Это утверждение не совсем справедливо в отношении Министерства образования, которое все же работает прозрачнее, чем, к примеру, то же Министерство культуры, но в случае с отменой гуманитарных дисциплин открытой дискуссии с профессиональной средой точно не хватает. Автономия университетов – это один из положительных результатов Революции достоинства, но, как выразился Тарас Лютый, достоинство – это философская категория.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram