ГоловнаСуспільствоЖиття

"Зазирнув у свою душу - виблював"

Маленькое, почти невесомое стихотворение-верлибр, написанное кем-то из молодых питерских поэтов в начале 90-ых:

«Случайно

заглянул

в свою душу.

Вырвало».

Политики никогда не заглядывают в свою душу. Противопоказано спецификой профессии. Древнегреческий философ-киник Антисфен так ответил на вопрос, каким образом следует обращаться с политиком: «Как с огнем, не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть». Шел 410 год до нашей эры…

Монотонность – опасный симптом, признак серьезного заболевания культуры. Любая монотонность, сливающиеся в гул выстрелы артиллерии по домам, сливающиеся в одну лужи человеческой крови, высокие слова о патриотизме и духовности, бесконечно выкрикиваемые лжецами.

Монотонная борьба с коррупцией на протяжении двадцати лет, напоминающая попытку группового изнасилования женщины несколькими неизлечимыми импотентами. Демонстративная, показушная люстрация слабых сильными, никогда не заглядывающими в свою душу.

Фото: Дарья Чабанова

Знаменитый деятель французской революции аббат Сийэс, голосовавший за казнь короля, на вопрос, что он делал в годы террора, ответил: «Я жил». Честный ответ, прямой. Жил, не вмешиваясь, не прекословя власти, не рискуя головой (в прямом, гильотинном смысле). Монотонно жил. Также монотонно, сливаясь с властью, а зачастую и пребывая в ней, жили многие из тех, кто сегодня активно и громогласно поддерживают люстрацию в Украине. Воровали бюджетные деньги, сладко поедали многочисленные зарубежные гранты, выданные на борьбу с коррупцией, недоеденное отсылали на свои счета в офшоры…Как много новых интересных слов мы узнали, живя в независимом украинском государстве: гранты, офшоры, люстрация…

Нужно понять, где проходит граница опустошения. Нравственного опустошения, в первую очередь. Много лет назад, в далекие шестидесятые, знаменитый математик и, одновременно, советский диссидент Есенин-Вольпин ввел в научный обиход новую научную дисциплину, которую назвал математической этикой. За что, по совокупности, и был долго «на излечении» в советских психиатрических больницах. Надо бы и нам что-нибудь такое… ведь привычная для нас марксистко-ленинская этика растворилась в небытии. А скудно нарождающаяся «национальная этика» нежизнеспособна. Даже если всерьез поверить, что Сократ. Платон и прочие древние Диогены – суть этнические украинцы.

Как понять, где проходит граница нравственного опустошения? Как увидеть ее, невидимую, неощутимую? Способ есть, известный и эффективный: нужно периодически заглядывать в свою душу. С вполне физиологически ощутимым результатом. И помнить совет мудрого Антисфена. В уже далекие от нас 70-ые прошлого века в тоталитарном СССР была издана книга, содержавшая такие строки: «Признание господства государства над правом снимает ответственность права за состояние законодательства и за любой произвол, прикрытый противоправным позитивным законом». Сегодня в демократическом украинском государстве законодатель открыто, цинично надругался над принципом права, приняв свой закон о люстрации. Казалось бы, существующая у нас Академия правовых наук в ответ должна была заявить коллективным письмом о самороспуске. Так же, как должна была заявить о самороспуске наша родная Академия медицинских наук в связи с инцидентом и судебным решением по делу псевдопрофессора Андрея Слюсарчука

Монотонно живут наши профессиональные мудрецы. Спокойно и уверенно. В границах опустошения. И в душу свою не заглядывают.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram