ГоловнаСуспільствоЖиття

Посттоталітарний тунель

Я был уверен – в моей стране многое изменится в лучшую сторону, если главное внимание новой власти и украинского общества получат две специальности: школьные учителя и юристы. Именно они, не физики, не врачи, не агрономы с инженерами. Внезапно развалившийся тоталитарный СССР позволил нам самостоятельно определить самые слабые места нашей государственной и общественной жизни. Упавшие «с неба» свобода и демократия должны были прорости именно такими корневыми системами. Компетентные, свободные от жестких схем «научной советской педагогики» учителя будут готовить граждан цивилизованной европейской страны, а получившие современные представления о праве юристы заполнят парламент и высшую юридическую школу, сформируют, в конце концов, правовое государство.

Фото: Кузьма Джунь

Не получилось. Мы этого не хотели. Различные общественные трибуны и телеэкраны заполнили собою политологи, плохо образованные представители разговорного марксистско-ленинского жанра мгновенно перековались в толкователей демократии, университеты, отраслевые институты и даже техникумы соревновались в быстроте открытия факультетов политологии. Так было. А я, наблюдая все это, продолжал мечтать о своем: школьных учителях и юристах. В то время, когда маленькие дети сообщали взрослым, что хотят стать путанами и лихими бандитами.

Иногда мне казалось: у моей страны, у нового государства наступает час прозрения! Я искренне радовался, когда в Украине была открыта «Правнича фундація». Пройдет короткое время, и университетские библиотеки получат в переводе лучшие образцы современной юридической мысли, книги не по марксистской, а настоящей теории права, тексты по философии права, этики права, истории права, биоэтике и т.д. и т.п. Я знал: эти книги, эти тексты существуют, их авторы готовы приезжать в Украину с лекциями, общаться с нашими студентами, помогать нашим профессорам, никогда не имевшим доступа к мировой системе правовых наук. Да, я очень хотел жить в правовом государстве, грешен.

«Правнича фундація» оказалась мыльным пузырем. Съевшим миллионы благотворителя Джорджа Сороса без всякой пользы. Кроме личной пользы участников пиршества, разумеется. Никто не был наказан, дожившие до наших дней участники проекта-аферы о своей неудаче никогда не вспоминают. Не скрою, мне было очень больно тогда, физически больно. Издавая на деньги зарубежных доноров в переводе на русский и украинский десятки книг по психологии и психиатрии, я пошел на тяжкий грех: деньги, предназначенные на психиатрические издания, я частично употребил на перевод и издание книг по правовой тематике. Я рисковал, фонды, выделявшие под мою ответственность специальные денежные гранты, вполне могли обвинить меня в нарушении договорных условий и покарать. Не покарали, сделали вид, что не замечают. И я на разваливавшейся от старости машине вместе с водителем развозил правовую классику по библиотекам, университетам, рассылал почтой… Где для этого брал деньги? Да там же, в сугубо психиатрических грантах.

Тогда же я понял: «мои» книги мешают нормальной физиологии подготовки украинских юристов. Они неправильные, опасные, воспитывают у студента «абстрактные представления о праве». А я наивно продолжал сеять разумное, доброе, вечное… Дошло до того, что однажды я привез сотню экземпляров великолепного двухтомника «Международного публичного права» в переводе с французского руководителю налоговой службы Украины Николаю Азарову для его налоговой академии. Представляете – Азарову и Мельнику (ректору этой академии)!

А в украинском парламенте книги по-прежнему не читали. Хотя я наполнял своими изданиями и их библиотеку. Депутаты черпали свои основополагающие знания и представления в газетах и дорогих иллюстрированных изданиях.

Сегодня я живу проще, денег на издание какой-либо научной или учебной литературы зарубежные доноры уже не дают. А наши отечественные не дают по-прежнему. В годы правления страной Виктора Ющенко и его высокопатриотических друзей я, совсем не молодой гражданин, осознал, что бесчестные люди, ворующие бюджетные и иные деньги, встречаются не только в рядах коммунистов, регионалов и прочих христианских демократов, но и среди новоукраинских национал-демократов. А осознав, перестал обращаться к ним с просьбами о финансировании перевода на украинский язык лучших образцов правовой литературы. Эти уроки Ющенко и Кº я усвоил твердо и навсегда. Именно поэтому я совершенно искренне не понимаю, почему на костер люстрации по-украински должны быть приведены только те, «кто был пособниками преступного режима Януковича». Как будто средневековый институт Смотрящих не работал в Украине при господах Кучме и Ющенко. Как и сейчас работает, интенсивно и эффективно «распиливая» бюджетные и иностранно-займовые деньги на благо английских, швейцарских и американских школ и университетов, где дети наших высокопоставленных «пильщиков» обретают навыки жизни в цивилизованном обществе.

Что впереди? Выборы. Где из всевозможной гнуси необходимо найти меньшую. И ее, гнусь, осчастливить своим голосом, т.е. избирательным бюллетенем. Дабы освежить ряды украинских законодателей. Где одиозного политика Сергея Кивалова имеет шанс сменить молодое одиозное создание Егор Соболев. Заверяю вас, дамы и господа, правовое сознание нашего законодательного собрания это революционное событие не изменит. Ох, долго, очень долго нужно жить в Украине, чтобы увидеть свет европейского сознания в конце нашего посттоталитарного туннеля. А для этого долгожительства необходимо делать утреннюю физзарядку. В советские времена с этим делом было легче, радио по утрам стимулировало… Сейчас, в годы антисоветского индивидуализма физкультура – удел индивидуума, а не коллектива. Плохо, неактивно мы в годы СССР делали физзарядку, вот и не увидели такую вожделенную победу коммунизма. Давайте хоть этот шанс используем, доживем до полной и незыблемой победы Европейского социализма в нашей стране. Итак, да здравствует физкультура!

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram