ГоловнаСуспільствоЖиття

Жертвы отпущения

Уже несколько дней Апелляционный суд Киева делает вид, что вершит суд. В его руках свобода девятерых украинцев, задержанных на Банковой 1 декабря и жестоко избитых Беркутом.

 Сергей Нужненко в суде
Фото: Ирина Соломко
Сергей Нужненко в суде

Но с настоящим судом и восстановлением справедливости все это действо не имеет ничего общего. Весь этот процесс больше напоминает игру в доброго и злого полицейского. Шевченковский суд бьет и наказывает, Апелляционный – любит и милует. Но и это только фасад, за которым банальное ручное управление судебной системой властью.

Ведь, даже сейчас в момент высочайшего народного гнева, когда уставшие от произвола люди готовы ехать под дома судей, которые выносят неправосудные и откровенного заказные решения, слуги Фемиды и дальше творят беззаконие. Они все такие же ручные собачки на поводке у власти.

Вчера, когда я сидела напротив тройки судей Апелляционного суда – Александра Беца, Татьяны Трындюк и Светланы Коваль – в глазах женщин даже шевелилось что-то человеческое, очень похожее на сострадание, а в голосах зазвучало сочувствие.

Фото: Ирина Соломко

Все это проявлялось, когда они видели избитых Беркутом людей. Сергею Нужненко даже разрешили не вставать. Всем нам было видно, что каждое движение дается парню с большим трудом.

Меня поразило то, как мужественно каждый переносит навалившееся на него бремя. Никаких стонов или взывания к жалости. «Не верь, не бойся, не проси», – сказал Нужненко выходя из клетки, окруженной вооруженным до зубов "Грифоном", после того как суд выпустил его на подписку о невыезде. Говорит, это у них больнице, где лежат остальные жертвы Банковой, девиз такой.

После освобождения он был немногословен, но собран. От этого невысокого парня в оранжевой футболке, на которой видны следы засохшей крови (Сергей в Киеве один, по-видимому, ему просто некому было принести другую одежду), исходила огромная сила духа и героизма.

Истории каждого из этой девятки уже стала притчей во языцех. Я верю, что те ужасы, которые пережили и все еще переживают они, не могут оставить людей равнодушными. Именно поэтому мне просто хотелось плакать от счастья, когда Коля Лазаревский наконец обнимал свою девушку и маму. А Геннадий Черевко утирал слезы своей жене.

Рядом с Колей Лазаревским стоит его девушка, мужчина слева - Геннадий Черевко
Фото: Ирина Соломко
Рядом с Колей Лазаревским стоит его девушка, мужчина слева - Геннадий Черевко

С одной стороны хотелось плакать от радости, с другой, кричать от злости. Кричать, потому что сначала их сделали без вины виноватыми, а потом заставили всю страну поверить в восстановление справедливости.

Я почти поверила, что и судьи это понимают, что освобождают людей из-под ареста не по команде сверху, а исходя из буквы закона, пока перед ними не предстал Ярослав Притуленко. Зрелище ужасное – 21-летний пацан в клетке. И этот ребенок с испуганными и полными непонимания глазами не тронул судей. Наверное, слишком мало на нем было побоев, не прониклись судьи, как бы цинично это не звучало.

Его история непростая. Задержали его не на Банковой, а на Шелковичной. При обыске у него в рюкзаке нашли нож и пистолет, правда из него даже воробья убить нельзя. Как объяснили защитники, парень занимается экстремальными видами спорта, из рюкзака ничего не выкладывал, с ним и пришел на протест.

Вчера судья спросила, действительно ли это его вещи, Ярослав подтвердил. Когда он отвечал на вопросы, было видно, что он просто ребенок, запуганный ребенок. Если для других фигурантов дела прокуроры просили отменить решение об аресте, сменив его в некоторых случаях на домашний арест, а в некоторых на залог, то в случае с Ярославом, они настаивали на аресте. Как будто он какой-то особо опасный рецидивист или влиятельный человек, который сможет давить на свидетелей, уничтожать улики или убежать. Хотя у парня даже загранпаспорта нет.

Но все это не убедило судей. Эта тройка сняла маску добродетельности и справедливости, оставив в силе решение Шевченковского суда. Молодой парень вернулся в СИЗО. На его маме и девушке просто лица не было. Они, как и мы все до последнего верили, что Ярослава отпустят.

Сегодня суд под подписку о невыезде выпустил еще одну жертву режима – Александра Остащенко. Завтра будет заседание по Валерию Гарагуцу. Очень хочется надеяться, что его постигнет та же участь, что и Александра, хотя во вторник его на заседание суда не привезли. Как сказал один из нардепов, по-видимому, не было команды.

Юрий Болотов и Владислав Загоровко подписали а-ля мировую с прокурором. Суд признал их причастными к массовым беспорядкам, обязав заплатить 850 гривен штрафа. Пока не совсем ясной остается и судьба Егора Превира, его апелляцию будут рассматривать завтра.

Очевидно, что история узников Банковой, которые не пошли на сделку с прокурором, еще не завершилась. Первый, кому грозит срок, – это Ярослав Притуленко.

Фото: Facebook/Дмитро Гнап

Он может стать вполне реальной и показательной жертвой режима. Тот набор вещей, который у него нашли, однозначного играет на руку обвинению, хотя адвокаты верят, что им удастся защитить его.

Что касается остальных «узников Банковой», то тут еще больше очевидно, что дело сшито былыми нитками, но они все равно находятся под ударом. Конечно, многое будет зависеть от того, как будут развиваться события на Майдане. Их могут, как показательно оправдать, так и показательно наказать. Поэтому внимание общественности и оппозиции к этому делу должны быть максимальными.

Не менее принципиальное для нас всех и второе дело, по которому жертвы Банковой проходят, но уже не в статусе обвиняемых, а в статусе потерпевших. Очевидно, что мы должны добиваться открытого и справедливого расследования этого дела. Те сотрудники Беркута, те моральные уроды, которые зверски били и измывались над ними, должны быть наказаны и уволены. А еще страна должна знать их имена и лица.

Но на этом фронте пока почти без перемен…

Ирина СоломкоИрина Соломко, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram