ГоловнаСуспільствоЖиття

Какая польза Европе от глупости визовых отделов?

«Наша безнадежная физическая зависимость от того или другого государства становилась особенно очевидной, когда приходилось добывать или продлевать какую-нибудь дурацкую визу, какую-нибудь шутовскую карт д'идантите (удостоверение личности – франц. carte d'identité – LB.ua), ибо тогда немедленно жадный бюрократический ад норовил засосать просителя, и он изнывал и чах, пока пухли его досье на полках у всяких консулов и полицейских чиновников».

Владимир Набоков. Другие берега

Фото: Макс Левин

Прежде чем погрузиться в исследование бездны абсурдности, отличающей визовые отделы стран Шенгенской зоны, я бы хотел вспомнить одну пережитую мной историю, связанную с украинским визовым отделом. Следует при этом отметить, что я отношусь к тем редким счастливым жителям планеты, которые имеют горизонтальное, а не вертикальное отношение к визовым отделам.

Итак. Это произошло в 2003 году, то есть за два года до решения упразднить визовый режим для европейцев, принятого в одностороннем порядке украинской властью. Я в то время проживал на севере Норвегии и решил отправиться в Севастополь на поезде из Мурманска. Ближайшее консульство Украины на моем маршруте находилось в Санкт-Петербурге. Консульство было расположено в квартире на самом верхнем этаже здания, и по всем вопросам, как консульским, так и таможенным, работало одно окно – в том числе, оно занималось запросами на получение виз. Принимало консульство по два часа в день три раза в неделю, а его пропускная способность была как минимум в 20 раз меньшей количества обращений. После нескольких дней, безуспешно проведенных «дикарем» на улице, я, в конце концов, воспользовался одним из моих контактов, чтобы получить прямой доступ к украинскому консулу, который согласился принять меня «вне очереди». Поскольку единственную дверь в консульство преграждала плотная толпа, обезумевшая после дней ожидания, меня буквально втащили по головам стоящих в очереди, и, в конце концов, я пересек порог визового отдела в горизонтальном положении.

Что же касается визовых отделов стран Шенгенской зоны, многие приписывают им некое дьявольское коварство, которого на самом деле и по большому счету они лишены. Если попытаться охарактеризовать их функционирование в трех словах, лучше всего подойдут слова «непредсказуемость», «самодурство» и «абсурдность». Примеров этой абсурдности не счесть, и те два, которые я приведу ниже, особо ярко доказывают полное отсутствие дьявольского умысла в функционировании визовых отделов – они свидетельствуют исключительно о глупости в чистом виде.

Фото: tochka.net

В 2005 году, после нескольких месяцев переговоров, крупное европейское сельскохозяйственное государство, через экономическую миссию своего посольства в России, добивается принципиального согласия на подписание контракта о поставках крупного рогатого скота. Окончательное оформление контракта зависело от экспертного заключения компетентного представителя государственной ветеринарной службы, свидетельствующего о том, что данный крупный рогатый скот не несет санитарных рисков для России. Для этого он должен был получить визу, в которой консульство ему отказало, посчитав, что поданные им документы были неполными. Когда эта оплошность обнаружилась, было уже слишком поздно – россияне объявили, что подряд они отдают другому крупному сельскохозяйственному европейскому государству.

В течение 2010-2012 годов Министерством значительно активизирована работа по упрощению режима поездок за границу граждан Украины. За это время мы заключили 19 соглашений, которые в той или иной степени упростили или ввели вполне безвизовый въезд наших граждан в Аргентину, Болгарию, Бразилию, Брунею, Боснию и Герцеговину, ЕС в целом, Израиль, Казахстан, Литву и т.д.. То есть до 19 стран.

— Экс-министр иностранных дел Украины Константин Грищенко

 В 2007 году один скрипач с мировым именем должен был давать концерт в одном из главных филармонических залов Европы – вооружившись приглашением, он прибыл в визовый отдел, представитель которого засомневался в подлинности его профессии. Человек за окном отказался проверить имя соискателя в поисковой системе (более 500000 записей), но, в конце концов, компромисс достигнут: человек придет со скрипкой и продемонстрирует свои умения руководителю визового отдела. Однако последний по-прежнему не был уверен. По ходу спора скрипач решил все же предупредить директора филармонии, который в свою очередь сообщил об этом министру культуры, который затем позвонил послу, и тот попросил свой визовый отдел прекратить весь этот бред.

Эти примеры можно было бы счесть забавными, если бы они не имели цену, выраженную в финансовых и человеческих ресурсах для тысяч неудачливых просителей, у которых прахом пошли каникулы, поездка в гости к родственникам, участие в научной конференции – и по самым смехотворным причинам.

Однако во всей красе абсурдность этой системы раскрывается только для тех, кто получает визы. Зрелище, открывающееся им по прибытию в Париж, Лондон или Брюссель, без труда убеждает их, что те преграды, которые по идее визовые отделы должны выставлять для нелегальной иммиграции, имеют серьезные бреши. Действительно, на каждого украинского студента, преподавателя, доктора, пенсионера или рабочего, получающего отказ в визе, приходится несколько тысяч иммигрантов из Африки, Азии, Среднего Востока, которые ежедневно проскакивают сквозь выставленные сети. Зачем тратить столько усилий, энергии и денег на то, чтобы отфильтровывать хороших и плохих украинцев, и впускать одновременно плохих и очень плохих исламистов…

Фото: Макс Левин

Можно утешать себя тем, что этот фильтр, каким бы небезупречным он ни был, оправдан с точки зрения безопасности, и он не дает уголовникам и представителям мафии попасть в Европу. К сожалению, представители этой самой мафии давным-давно обосновались в Европе благодаря своим местным связям: специалисту по организованной преступности в странах СНГ достаточно пройтись по самым фешенебельным отелям Лазурного побережья, чтобы пережить богатый интересными встречами опыт. Может, это позволяет сдерживать торговлю людьми? Статистика, касающаяся количества украинских проституток в Европе, демонстрирует, что и здесь визовые отделы приносят мало пользы. Действительно, по данным последних исследований, проведенных ассоциациями по борьбе с торговлей людьми, украинки составляют около четверти всех проституток, работающих в Европе. Вопреки убеждению, широко распространенному среди студенток, неверно считать, что шансы молодой незамужней украинки получить визу близки к нулю. Они действительно таковы для тех, пакет документов которых не готовили профессионалы от международных сетей проституции.

Может ли упразднение визовых отделов привести к массовой эмиграции украинцев в Европу? Статистика, касающаяся количества отказов в разных консульствах (около 5%), показывает, что это опасение лишено оснований. Если к этой вводной добавить сведения о количестве украинцев, которые уже покинули свою страну за время независимости (около 6 миллионов), мы увидим, что миграционные движения, которые могли бы стать результатом отмены визового режима, имели бы весьма ограниченный характер, и в любом случае, их нельзя было бы соизмерять с иммиграцией из южных стран. Ресурсы Европы в области контроля нелегальной иммиграции не безграничны, и вся энергия, потраченная на то, чтобы не дать нескольким десяткам тысяч украинцев попасть в Европу, тратится в ущерб борьбе с куда более ощутимым напором с Юга.

И зачем тогда? На самом деле, здесь кроется сразу два вопроса: зачем функционирование визовых отделов является в общем абсурдным и непредсказуемым и зачем продолжать бесполезно тратить ресурсы в Украине? Есть некое пояснение, которое вы сможете прочитать в продолжении этой статьи, однако не стоит любителям теорий заговора питать ложных надежд – объяснение является настолько же банальным, как и разочаровывающим…

Аликс Фенстер, Французский эксперт, работала в разных международных организациях
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram